Смекни!
smekni.com

Оккупация Германией стран Заподной Европы до начало ВОВ (стр. 4 из 5)

Причины поражения заключались также в непрочности англо-фран­цузской коалиции, вызванной межимпериалистическими противоречиями, порочной пассивно-выжидательной стратегии французского генерального штаба, ошибочной оценке им немецких планов ведения войны, неспособ­ности союзного командования быстро примениться к особенностям скла­дывавшейся обстановки.

Пагубное влияние на мобилизацию сил для отпора врагу оказала ре­акционная внутренняя политика правящих кругов Франции, направлен­ная на борьбу против прогрессивных антифашистских, демократических сил и на поддержку профашистских, капитулянтских группировок. Вид­ный деятель Французской коммунистической партии Э. Фажон отмечал, что «недостойные правители пожертвовали национальной обороной и кол­лективной безопасностью в угоду реакционной привилегированной и пора­женчески настроенной касте»[12].

4. Борьба за Британские острова

К середине лета 1940 г. немецко-фашистские агрессоры установили свое господство над странами Центральной, Западной Европы и Норвегией. Военно-экономический потенциал третьего рейха резко возрос, усилились его стратегические позиции. В ходе вооруженной борьбы на Западе вер­махт получил большой опыт проведения высокоманевренных операций. Гитлеровское военно-политическое руководство, упиваясь одержанными победами и уверовав в то, что фашистская Германия всесильна, считало создавшуюся обстановку благоприятной для решения главной задачи на пути к завоеванию мирового господства — разгрома Советского Союза и преследовала цель устрашения Англии. Одновременно она яв­лялась средством стратегической дезинформации, прикрытия подготовки нападения на СССР.

Большие надежды фашистское командование возлагало на широкое воздушное наступление на Англию. В случае успеха, по мнению гитле­ровцев, оно могло в сочетании с подводной войной и блокадой Британских островов либо обеспечить вермахту возможность осуществить операцию вторжения, либо еще до ее проведения принудить Англию к капитуляции. Главнокомандующий военно-воздушными силами Германии Г. Геринг хвастливо заявил, что его авиация «выбомбит Англию из войны»[13].

Англичане к середине августа 1940 г. успели значительно усилить свою противовоздушную оборону. Для борьбы с противником были созданы че­тыре авиационные группы. Главную роль предстояло сыграть авиагруп­пе, прикрывавшей побережье пролива Па-де-Кале, Лондон и прилегающие к нему районы. Истребительное командование, объединившее все авиа­группы, имело более 700 исправных самолетов и в резерве находилось еще около 290 боевых машин. Англия располагала также 430 бомбарди­ровщиками, которые могли наносить ответные удары по Германии.

На вооружении зенитно-артиллерийских частей противовоздушной обороны было около 2 тыс. орудий; англичане могли поднять над южной частью острова до 1500 аэростатов заграждения. Сильной стороной систе­мы противовоздушной обороны являлась сеть радарных установок, распо­ложенных на побережье, которые обнаруживали самолеты противника на расстоянии 160 км. Поэтому расчеты немецкого командования на внезап­ность воздушных налетов оказались ошибочными. Противовоздушная обо­рона Англии была четко организована и готова к отражению налетов авиа­ции противника.

Немецкое командование сосредоточило для воздушного наступления на Англию два воздушных флота, в которых насчитывалось 1480 бом­бардировщиков, 980 истребителей и 140 разведывательных самолетов. Наступление началось 13 августа. В этот день было совершено несколько массированных налетов на аэродромы и радиолокационные станции Юго-Восточной Англии. В течение следующих суток против Британских остро­вов было сделано около 1,5 тыс. самолетов, две трети из которых приходились на истребительную авиацию.

Воздушное сражение за господство в воздухе продолжалось до 7 сен­тября. Массированные удары военно-воздушных сил Германии по анг­лийской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям следовали один за другим. Ежедневно немец­кая авиация в среднем совершала около 1000 самолето-вылетов. Но анг­лийские летчики и зенитчики смело вступали в бой с воздушным против­ником и наносили ему немалые потери. В обороне Британских островов участвовали также польские я чехословацкие летчики.

Лондон и другие крупные города Англии с 7 сентября до середины ноября стали подвергаться систематическим налетам немецкой авиации, о масштабах которых свидетельствует хотя бы тот факт, что в ночь на 15 сентября на Лондон было направлено свыше 1000 самолетов. На улицах и площадях мирных городов рвались десятки тысяч зажигательных и фу­гасных бомб. Обращались в руины целые кварталы, стирались с лица земли исторические памятники, уничтожались произве­дения искусства.

Потери английского торгового флота продолжали расти из месяца в месяц. Весьма эффективными были ночные, а затем и дневные группо­вые действия немецких подводных лодок против конвоев. В начале 1941 г. в борьбу против английского судоходства активно включилась немецкая авиация. Она наносила удары по отдельным транспортам и конвоям в море, по стоянкам кораблей и сооружениям в портах, ставила мины у побережья Британских островов[14].

Перебазирование основных сил немецкого военно-морского флота в порты Франции, Бельгии и Голландии создало более благоприятные усло­вия для выхода в открытый океан на «свободную охоту» крупных надвод­ных кораблей. С октября 1940 г. по апрель 1941 г. в Северную и Цент­ральную Атлантику отправлялись в крейсерство линкоры «Шарнхорст», «Гнейзенау», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер» и «Хиппер». На просторах мирового океана периодически появлялись и другие крупные надводные корабли Германии. Серьезные потери английскому торговому флоту наносили немецкие вспомогательные крейсеры, маскировавшиеся под коммерческие суда нейтральных стран.

В трудных условиях, когда немецкая авиация систематически нано­сила удары по городам и промышленным объектам, а страна из-за зна­чительного сокращения импорта находилась в полублокадном положении, английский народ проявил решимость дать отпор фашистским агрессо­рам. Трудящиеся Англии шли на жертвы и лишения и требовали, чтобы и правящие классы разделяли с ними тяготы войны. Однако предприни­матели ради получения сверхприбылей стремились к усилению эксплуа­тации рабочего класса.

В мае 1941 г. руководство фашистской Германии сделало еще одну попытку нейтрализовать Англию или даже втянуть ее в антисоветский сговор. 10 мая заместитель фюрера по нацистской партии Г. Гесс выле­тел на самолете в Англию и приземлился с парашютом около имения лорда Д. Гамильтона — одного из приближенных английского короля. Гесс привез предложение заключить англо-германское мирное соглашение на антисоветской основе. Однако миссия фашистского посланца закончилась провалом: английское правительство понимало, что мир с Германией в условиях установления ею господства над значительной частью Европы равнозначен для Англии капитуляции. Зная цену обязательствам наци­стских заправил, оно также отдавало себе отчет в том, что такой мир не предотвратит германскую агрессию против Англии, если фашистам удаст­ся одержать верх в войне с СССР.

Когда же фашистская Германия полностью переключилась на подго­товку войны против Советского Союза, положение Англии резко измени­лось. Практически отпала угроза вторжения противника, прекратились и массированные налеты германских военно-воздушных сил. Поворот фашистской агрессии на Восток в конечном счете спас Англию от гро­зившей катастрофы[15].

Заключение

Занимаясь изучением данного периода истории можно сделать только один вывод, Германия на начальном этапе своих военных действий против Советского Союза, не была наверняка уверенной в своей победи. Поэтому для укрепления своих позиций и преумножения военного и экономического потенциала стремилась подчинить себе как можно больше государств.

В июне 1941 г. многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. К границе подтягивались немецкие дивизии. О подготовке войны стало известно из донесений разведки. В частности, советский разведчик Рихард Зорге сообщил даже точный день вторжения и количество дивизий противника, которые будут заняты в операции.

В этих тяжёлых условиях советское руководство стремилось не дать ни малейшего повода для начала войны. Оно даже разрешило «археологам» из Германии разыскивать «могилы солдат, погибших в годы Первой мировой войны». Под этим предлогом немецкие офицеры открыто изучали местность, намечали пути будущего вторжения.

Список использованной литературы:

1. Анатомия войны: Новые документы о роли германского монополистического капитала подготовке и ведении второй мировой войны. – Москва., 1971. -197с.

2. Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война. – Москва: Воениздат, 1976. – 676с.

3. Баграмян И.Х. Так начиналась война, М., Воениздат, 1977 г.

4. В.П. Смирнов Краткая история Второй мировой войны, М., изд. Весь Мир, 2009 г.

5. Воронов Н.Н. На службе военной, М., Воениздат, 1986 г.

6. Вторая мировая война: краткая история. – Москва: Наука, 1985. – 586с.

7. Г. Пикер «Застольные разговоры Гитлера», Смоленск, «Русич», 1993 г.

8. Готвальд. К. Избранные произведения. – Москва., 1957, Т.2. – 234с.

9. Дж.Ф.С. Фуллер. «Вторая мировая война 1939-45 гг.», Издательство иностранной литературы, М., 1996 г.

10. История второй мировой войны, 1939-1945, Т. 2.. – 784с.

11. П. Карель "Восточный фронт. Гитлер идёт на восток. 1941-1943" кн. I , Эксмо. 2009 г.

12. У. Черчилль. Вторая мировая война. М., Воениздат, 1991,т.2.


[1]Анатомия войны: Новые документы о роли германского монополистического капитала подготовке и ведении второй мировой войны. – Москва., 1971. –с. 25.