Смекни!
smekni.com

Учет в России до реформ Петра I (стр. 2 из 2)

С начала XVIII в. значение монастырей в народном хозяйстве снижается, а в 1764 г. их земельная собственность была секуляри­зирована.

Учет в строительстве и промышленности.

Из XVII в. до нас дошло несколько учетных памятников, позволяющих реконстру­ировать систему учета. Так, при возобновлении стенной иконо­писи в Московском Успенском соборе в 1642 — 1643 гг. велась следующая документация: 1) указ; 2) смета; 3) приходная книга денег; 4) расходная книга денег; 5) отдельные книги для прихода и расхода пшеницы, клея, воска, свечей, бумаги, гвоздей; 6) кни­ги выполненных работ.

В делах о строительстве первого русского корабля «Орел» сох­ранился отчет за 1667 — 1671 гг., содержащий ряд книг, из которых следует: выдано целовальникам денег за снасти и припасы — р. 23 алт. 4 деньги, за припасы — 84 р. алт.; все строитель­ство обошлось в 9021 р. 25 алт. 2 деньги. Это первые памятники учета в судостроительной промышленности России. Строитель­ство Гостиного двора в Архангельске обошлось в 1670 г. в 6579 р. 3 алт. 4 деньги.

Собственно производственный учет складывается в России во второй половине XVII в. Так, в Арзамасе было организовано производство поташа. Сохранились книги Арзамасских и Барминских будных (строительных) станов 1679 — 1680 гг. Здесь име­ются: 1) приходно-расходная Главная книга, содержащая сплош­ной учет; 2) именная книга (ресконтро рабочих и служащих); 3) сметная (калькуляционная) книга. Главная книга заполнялась по данным учета целовальников. В именной книге платежная ве­домость сгруппирована по месту жительства лиц, имеющих про­гулы и не имеющих таковых.

Ознакомление с учетом, который вел Афанасий Фонвизин по тульским и каширским металлургическим заводам, показывает, что имели значение три книги: 1) переписная, содержащая ин­вентарную опись и «штатное расписание», 2) приходная и 3) рас­ходная. Учет был централизован, записи велись в приходной и расходной книгах в строго хронологическом порядке без систе­матизации по заводам. Расходная книга в основном представляла собой платежную ведомость, где за неграмотных расписывался поп или дьяк. Предмет учета составляет движение денег, а не ма­териальных средств. Отпуск готовой продукции выполнялся без­возмездно. Казна выдавала наличные деньги на возмещение те­кущих расходов. Бухгалтер одновременно выполнял функции кассира.

Учет в торговле.

Торговля, особенно мелочная, была относи­тельно развита в средневековой России. Главным приемом в тор­говом учете был контокоррент. Он возник в кредитных предприятиях, и истоки его, с варяжских времен, надо искать в истории Новгорода и Пскова. Контокоррентные счета по кредитным опе­рациям в «банках» Древней Руси вели на специальных досках — «карточках». В Новгороде при займах давались долговые распис­ки и составлялись записи. В Пскове для важных документов су­ществовал общественный архив — ларь св. Троицы.

В учете товаров в торговле преобладал партионный метод со стоимостной схемой регистрации фактов хозяйственной жизни. Однако и натуральный учет был также распространен.

Для XVII в. характерно, что учетные регистры были одновре­менно и отчетными документами. Например, отчет о работе пор­товой экспедиции в Персии за 1663 - 1665 гг. начинается с переч­ня оприходованных ценностей. Далее идет опись списаний и вы­ручки. Выведенная разность между оприходованными ценностя­ми и выручкой показывала сумму прибыли.

В конце XVI — начале XVII в. появился первый труд о торгов­ле. Он назывался «Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знать всему цену и отчасти в ней описаны всяких зе­мель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных зе­мель люди торговые».

В учете допетровской Руси можно выделить четыре основных момента, препятствовавших развитию учетных знаний и обус­ловивших проникновение двойной записи в Россию только в XVIII в.:

1) догматизм мышления: из года в год учетчик-дьяк строго повторял и переписывал без всякого оттенка мысли или созна­тельного отношения то, что делали его предшественники, руко­водствуясь правилом: «ничего не претворять по своему замышлению »;

2) низкий уровень правосознания. Так, Новгородский архие­пископ Геннадий (1484 - 1504) писал: «Люди у нас просты, не умеют по книгам говорить», отсюда вывод, что на суде «никаких речей не плодить», а «учинить его только для того, чтобы казнить, жечь и вешать»;

3) низкий уровень грамотности: «такова земля, господине: не можем найти, кто бы горазд был грамоте», — говорил тот же Нов­городский архиепископ Геннадий;

4) низкий уровень математических знаний. Так, в частности, в России применялись буквенные обозначения цифр, заимство­ванные из Византии, нельзя было пользоваться «поганскими» — латинскими или арабскими цифрами, чтобы «не сбиться с право­го пути». Когда в Москве напечатали первую книгу (учебник) с арабскими цифрами, то в 1676 г. эта книга из-за непривычных цифр была изъята как «непотребная и противная закону Божье­му». Все это резко сокращало возможности эффективного веде­ния учета. (Только в XVIII в. появляются арабские цифры.) И тем не менее сложившаяся система учета оказала глубокое влияние на последующую эпоху, и, к счастью, не «все в ней было смято иноземными ботфортами Петра»