Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления - НИНХ
РЕФЕРАТ
По отечественной истории
Культурная жизнь СССР в
20-е годы ХХ века
Выполнила:
Студентка 1 курса
Группа 9151
Малютина В.О.
Проверила:
Поломошнова Г.Б.
Новосибирск 2009
Логический план к реферату
I. Введение.
II. Идеологические установки коммунистов по отношению к российской культуре:
1. Главные цели задачи «культурного строительства»
2. Средства и методы культурной политики :
2.1. Агитпроп.
2.2. Государственная пропаганда. Марксистская идеология.
2.3. Пролеткульт.
2.4. РАПП
III. Начало «культурной революции»:
1. Первый шаг
2. Революция и интеллигенция
3. Политика в отношении религии и церкви
IV. Система образования и воспитания:
1. «Долой неграмотность!»
2. Реформирование системы народного образования:
2.1. Цели.
2.2. Преобразования. Школа.
2.3. ВУЗы.
V. Наука.
VI. Литература и искусство:
1. Интеллигенция
2. Художественная литература
3. Изобразительное искусство.
4. Архитектура
5. Театр и кинематограф.
6. Музыка.
VII. Выводы. Заключение
VIII. Список литературы.
I. Введение
Советский период – это сложное и противоречивое явлениев развитии не только нашей истории, но и культуры. Но что же вообще такое культура?
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.
Конечно, ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления.
Рассматривая вопрос о культуре России в 20-е годы ХХ века, нужно вернуться немного назад, в первые годы после Октябрьской революции 1917 года, так как именно в это время и начинается так называемая «культурная революция» в России.
Для начала, я думаю, надо все-таки понять какие же цели ставило перед собой правительство и партии того времени, стремясь изменить русскую культуру.
II. Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре.
1. Главные цели и задачи «культурного строительства»
«Культурное строительство» рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области явились:
– Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
– Подъем общего культурного уровня народа;
– Формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.
2. Средства и методы культурной политики.
Правительство начало принимать участие в культурной жизни общества, контролировать его, с помощью различных государственных партийных аппаратов, а также с помощью общественных объединений, для так называемого формирования нового, коммунистического сознания. Развернулась пропаганда коммунистических идей.
2.1.Партийное руководство(Агитпроп)
С 1920 г. специальным органом, пытавшимся сосредоточить партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны.
2.2.Государственная пропаганда. Марксистская идеология.
Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.
2.3.Пролеткульт.
Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии.
2.4.РАПП
Другой очень влиятельной творческой группой был рапп (российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.
III. Начало «культурной революции»
1. Первый шаг.
Если мы снова вернемся в первые года после революции, то нужно отметить, что почти сразу на базе Министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство – наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Круг полномочий его был много шире прежнего министерства. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры.
Это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой(начальной, средней и высшей), политическим «просвещением» населения и издательским делом, профессиональной подготовкой рабочих и научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами. Наркомпрос смело и безапелляционно вторгался даже в такую тонкую область творческой деятельности человека, как литературу и искусство.
2. Революция и интеллигенция
Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство предпринимало отчаянные попытки наладить диалог с представителями старой интеллигенции – малочисленной(около 2.2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.
Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшение их быта, с другой – в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты. В начале 20-х гг. эта политика обрела бо’льшую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.
В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы(«философский пароход» 1922г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключения в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведения некоторых авторов(Н.С. Гумилев).
Менее жестокой была борьба с «попутчиками» - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившие о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.
3. Политика в отношении религии и церкви.
Еще с октября 1917 года новая власть стремилась также подчинить себе авторитетную в народе Русскую православную церковь(как, впрочем, и другие религиозные конфессии) и последовательно, невзирая ни на что, продвигалась к поставленной цели.
На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви(20 января 1918г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Также в 1918 году было восстановлено патриаршество, патриархом стал митрополит Московский Тихон. Однако, по прямому указанию В.И. Ленина проводились конфискации (1922г.) под предлогом борьбы с голодом ценностей церкви, а также последовавший вслед за этим массовый террор против ее служителей. Начиная с 20-х годов стали появляться различные литературные издания и различные организации и союзы. Самым крупным из таких организаций стал союз «воинствующих безбожников», который к 1930 году насчитывал в своем составе 3,5 млн. человек. Многие церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции.