К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.
Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.
Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами[28].
В 387 г. Армения подверглась разделу: меньшая часть отошла к Риму, основная — к Персии, север (провинции Арцах, Утик и Шакашен) — к Албании, которая также становится вассалом Персии[29][30]. Для укрепления христианской религии, перевода Библии и богослужебных книг, основания армянских национальных школ, Месроп Маштоц в 405—406 гг. создает современный армянский алфавит. В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 г. персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию сасанидского государства и с низвержением Арташеса положил конец Аршакидской династии и в Армении.
Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью Месропа Маштоца и его учеников. В то же время в III — начале IV вв. в Римской империи происходила активная христианизация населения, поддерживаемая властями. Персы не без оснований считали, что христианская религия ориентирует армян в сторону Рима.
В 438 г. персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью и внутреннего единства. Для армян были убраны некоторые привилегии и приказано перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб вождь повстанцев Вардан Мамиконян. Несмотря на победу персов, Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. К тому же вновь начали беспокоить кочевники. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство.
В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
Средневековая Армения (VI—XV века)
3.1. Куропалаты и остиканы. Арабский Халифат. Армяне в Византии
В 591 году византийский император Маврикий одержал победу над персами и вернул империи большую часть оставшейся территории Армении. Маврикий был свергнут тираном Фокой, который в свою очередь был свергнут Ираклием. В 629 году Ираклий завершил завоевания, начатые Маврикием.
Династия Сасанидов была разгромлена в 630-е годы завоевателями Передней Азии — арабскими калифами. В 645 арабские армии Халифата атаковали Армению, большая часть которой перешла во власть калифов. Армянский генерал Теодорос Рштуни был назначен арабами верховным правителем Армении, Грузии и Албании Кавказской. Во время войн между калифами и византийскими императорами Армения снова страшно страдала и управлялась частью византийскими, частью арабскими наместниками. Наместники Сасанидов назывались марзпанами и пользовались во многих отношениях неограниченной властью; при господстве калифов наместники назывались остиканами, а при византийских императорах — куропалатами. Первый куропалат Ашот I основал царство Тао-Кларджети и дал начало знаменитой династии Багратионов.[31] Армянские куропалаты заметно влияли так же на внутреннюю политику Византии: к примеру правитель Багратионской Грузии Давид III помог подавить восстание Варды Склира против Василия II.[32]
Армяне в составе Халифата внесли не малый вклад в арабскую империю. Особенно прославилась армянская династия врачей (христиан) Ибн Бахтишу.[33][34] Основатель династии Джибраил ибн Бахтишу в 765 году вылечил умиравшего халифа Аль-Мансура,[35] Внук его, так же Джибраил, является основателем первой больницы, которую он построил в Багдаде около 800 г. по инициативе халифа Харуна ар-Рашида.[36]
В VII—VIII веках в Армении зародились и получили широкое распространение христианские секты павликиан и тондракийцев. Они имели серьёзное влияние также в Византийской империи.
Армянское население оказывало самое огромное влияние на Византию. Подавляющее большенство византийских императоров, полководцев, патриархов и деятелей культуры были православными армянами.[37][38] Император Ираклий исповедовал григорианскую веру, так же как и император Вардан Филиппик. Святая императрица Блаженная Феодора и ее сын Михаил III происходили из армянской аристократии Мамиконянов.[39] Религия в те времена играла политическую роль, и из-за различных религиозных доктрин армян, Византия часто действовала в ущерб армянской государственности и угрожала ее независимости. Однако почти всегда византийские императоры совершали походы в Малую Азию захватывая земли, и спасая армян от пришлых арабов-мусульман и турок-сельджуков, переселяя крупное армянское население на более безопасный запад империи (во Фракию) которая позже дала целые династии выдающихся императоров.[40] Дабы покончить с этим религиозным разрывом, некоторые константинопольские патриархи, такие как армянин Фотий I Великий обосновали ложные утверждения, отождествляя монофизитство с православием.[41] Григорианин Василий I, занявший византийский трон в 867 году, являлся основателем Македонской династии, которую на западе называют Армянской династией.[42][43] Василий воплощал в себе то сильное влияние, которое армяне оказывали на Восточную Римскую империю.[44] И действительно, в рамках Византийской империи сосуществовало множество различных групп населения, отличающихся по национальному и языковому признакам, но только армянам было позволено поддерживать свою собственную культуру. Наибольшего же расцвета Византия достигла при армянине Василии II[45][46][38] который покорив Болгарию получил прозвище Болгаробо́йца. Своим правлением он окончательно разрушил армянскую государственность и отвоевал у арабов всю Западную Армению.[47] Он перевел множество армян во Фракию под Филиппополь (Пловдив), а болгар в Армению.[47] Василий не оставил после себя наследников, и вскоре после его смерти самая славная династия пересеклась, дав начало другой армянской династии — Комнинам.
3.2. Восстановление армянского государства. Багратидская Армения
С конца IX века династия Багратидов ненадолго привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъему. Багратидская Армения была признана суверенным царством двумя главнейшими силами региона: Багдадом в 885 году и Константинополем в 886 году.
Дабиль столица Армении и в нём Санбат, сын Ашуга. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман». Армения граничит с Румом и пределы её до Берда’а, до Джазиры и до Адербейджана
— ал-Истахри [48]
Ашот I (ум. в 889 году) — потомок древнего и могущественного армянского рода Багратидов — с соизволения калифа Мутамида Биллаха, в 885 г. получил корону и сделался основателем третьей великой династии Багратидов, или Багратуни, царствовавшей до 1046 г.. О времени правления Смбата I, сына Ашота I, Ованес Драсханакертци, историк начала X века, пишет:
Так приумножал, расширял он пределы своего государства на северо-запад до города Карина, а там, пересекши Кларджк, [дошел] далее вплоть до берега Великого моря и [затем] до пределов егерских и до подошвы великих гор Кавказских; [захватив] Гугарк и Цанарк до Аланских ворот, царь овладел также ими и защищавшей врата крепостью, а оттуда [направился] по южному берегу реки Куры до города Тпхиса; он [овладел] и гаваром Ути вплоть до города Хунаракерта, а также до Туса и Шамхора. Расширив таким образом пределы своего государства, на которые возложил иго царских сака, бекара и пошлин, он воздвиг, в знак победы, свое доблестное оружие воинское.