— Ованес Драсханакертци [49]
Сын Смбата Ашот II Железный сумел изгнать мусульманских мародёров, разорявших Армению, и добиться внутреннего единства. Апогея мощи, процветания и культурного расцвета Армения достигла при преемниках Ашота: его брате Аббасе II, который сделал столицей Карс; сыне Аббаса Ашоте III Милосердном, который перенёс столицу в Ани; а затем при сыновьях Ашота Милосердного Смбате II Победителе и Гагике I.
Ани — древний армянский город, становится новой столицей царства на апогее её развития в 961 году, а само царство зовётся Анийским[50]. Населения города составляло приблизительно 200 тысяч жителей и он назывался так же «городом 1001 церкви». Со становлением Ани столицей Армения становится густонаселённой и процветающей страной, оказывающей политическое и экономическое влияние на другие государства региона.
В X веке Византийская империя признала политическую гегемонию Армении в Закавказье — по крайней мере, в отношении христианских государств. Армянские цари Ашот I, Смбат I и Ашот II обладали титулом «архонт архонтов»[51], что означало наделение им высшей властью по отношению к остальным правителям Закавказья византийской ориентации[52]. Халифат также присудил армянским царям титул «шахиншах» — царя царей[53].
В то же время укреплению армянского государства и центральной власти мешала феодальная раздробленность. В конце Х — начале XI веков конфликты между различными ветвями династии Багратидов и отпадение Арцруни ослабили внутреннее единство в стране.
Таким образом, внутренне ослабшая Армения стала лёгкой мишенью для Византии. В 1021 году византийцы присоединили к себе Васпуракан, а в 1045 захватили Ани. В 1064 году город захватили и разрушили турки-сельджуки во главе с Алп-Арсланом[54].
Армянские государственные образования на территории исторической Армении продолжают существовать в Ташир-Дзорагете, Сюнике[55] и в Хачене[56].
3.3. Киликийская Армения. Крестоносцы
В XI веке (около 1080 года) Киликия и часть Малой Армении, в горах которой с давних пор укрывалось от персов и турок множество армян, были освобождены Рубеном I, родственником последнего царя Багратидов, тоже бежавшего в горы от византийского ига. Чтобы избежать смерти или порабощения в руках тех, кто убил его родственника Гагика II, царя Ани, Рубен I вместе с другими армянами отправился к ущелью горы Тавр, а затем в киликийский город Тарс. Здесь местное византийское правительство даёт им убежище. Таким образом, примерно в годы с 1080 по 1375, армянская государственность перемещается на юг в Киликию.
После того как члены первого крестового похода появились в Малой Азии, армяне начали развивать отношения с Европейскими государствами крестоносцев, процветавими в Леванте до тех пор пока не были завоёваны мусульманскими государствами. Граф Балдуин I Иерусалимский, который вместе с остальными крестоносцами переправлялся через Малую Азию в Иерусалим, покинул армию Крестоносцев и получил приют у Тороса, армянского правителя Эдессы, исповедовавшего православие[57]. Поскольку армяне являлись врагами сельджуков и имели неприязненные отношения с византийцами, они благожелательно отнеслись к графу крестоносцев, и, когда Торос был убит, Балдуин был сделан правителем нового Эдесского Графства крестоносцев. По всей видимости армянам нравилось правление Балдуина и крестоносцев вообще, поэтому многие из них воевали бок о бок с христианами Европы. После того, как Антиохия была взята в 1097 году, Константин, сын Рубена, получил от крестоносцев баронский титул.
Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликию единственной значимой присутствующей на Ближнем Востоке христианской страной[57]. Такие мировые силы как Византия, Священная Римская империя, папство и даже Аббасидский халиф соперничали за влияние над Киликией. Каждый стремился стать первым, кто признает принца Киликии Левона II из династии Хетумидов законным королём. В результате, 6 января 1198 года в городе Тарс он был коронован и провозглашён царём и Германской и Византийской империями. На коронации Левона II присутствовали представители и христианских и нескольких мусульманских стран, таким образом подчеркнув значительное положение, которые приобрела Киликия[57]. Армянское правительство бывало в частом контакте с крестоносцами и определённо оказывало содействие и в других крестовых походах. Не редко крестоносцы скрепляли свою связь с Киликией брачными союзами. Так, Граф Эдессы Жослен I де Куртене женился на дочери Константина Беатрис, а граф Балдуин I Иерусалимский (жена которого, Гутуера, умерла в 1097 году в Мараше) взял в жены Арду — племянницу Константина Рубенида.[58] Его двоюродный брат и наследник Балдуин II Иерусалимский став графом Эдессы, последовав примеру брата и женился на армянской княжне Морфии — дочери Гавриила, владельца Мелитены.[59]
Знаменитый мусульманский полководец, завоеватель Иерусалима и мощнейший противник крестоносцев Салах ад-Дин так же был выходцем из Киликийской Армении.[60][61]
Являясь единственным средневековым армянским государством своего времени, Киликия значительно процветала. Поскольку короли Киликии звались королями армян, а не киликийцев, страна окончательно приобрела армянскую идентичность. В Малой Армении армянская культура переплеталась как с европейской культурой крестоносцев, так и эллинистической культурой Киликии. Своего расцвета Киликийское царство достигло в период правления Хетума I. Ему удалось заключить договор с монголами, и, таким образом, не только уберечь свою страну от разрушения, но и использовать этот союз в борьбе с врагами.
Как только католические семьи начали распространять своё влияние на Киликию, Папа римский захотел, чтобы армяне приняли католичество. Эта ситуация разделила население царства на прокатолические и проапостольские лагеря.
Армянская независимость продлилась до 1375 года, когда египетские мамлюки во главе с султаном Ша-баном, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Киликии, разрушили её. Последний царь Левон VI, из династии Лузиньян, но с материнской стороны Багратион (внук Георгия V Блистательного), освободившись из египетского плена, уехал в Париж, где скончался в 1393 году. С этого времени Киликийская Армения стала зависимым государством и перешла в 1403 году от египетских султанов под власть Караманидов, в 1508 году персов и, наконец, в 1522 и 1574 годах — под власть османов.
3.4. Нашествие Турок-Сельджуков. Османская империя
В середине XI века Армения начинает подвергаться набегам турок-сельджуков — завоевателей, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране. В 1048 году они разоряют Арзни, расположенный вблизи Эрзурума, а в 1064 г. захватывают Ани. В 1071 году, после того как византийская армия была разгромленна сельджуками в битве при Манцикерте, турки захватили оставшуюся часть Великой Армении и большую часть Анатолии[62][63]. Только несколько армянских князей сохранили свою независимость (которую потеряли в 1242 году, когда монголы завоевали всю Армению)[64]. После смерти Мелик-шаха, власть сельджуков на местах постепенно угасала и оказывалась в руках местных правителей. Так вся Армения, а также большая часть западного Ирана, Персидского Ирака и Закавказье, оказались под властью Атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов[65].
С эпохи сельджукского завоевания начинается многовековой процесс вытеснения армянского населения из Армении тюркскими племенами[66].
В течение короткого периода в конце XII — начале XIII веков мусульманские силы на территории Великой Армении были серьёзно вытеснены усилившейся грузинской монархией в период правления там царицы Тамары. Местная армянская знать (нахарары), объединив свои усилия с грузинами, смогли освободить от сельджуков всю Восточную Армению и большую часть центральной Армении[67][68]. Эти земли управлялись армянской династией[69] Закарян (Мхаргрдзели), известным родом, находившимися под властью грузинской короны[70].
Закарэ был военачальником грузинского и армянского войска, подвластного грузинскому царю, а Иванэ был в должности атабека. Они отличились большой отвагой в боях: завоевали и взяли себе множество областей армянских, которыми владели персы и мусульмане, — гавары, расположенные вокруг моря Гегаркуни (Речь идет об оз. Севан), Ташир, Айрарат, город Бджни, Двин, Анберд, город Ани, Карс, Вайоцдзор, область Сюнийскую и близлежащие крепости, города и гавары[71].
Ильдегизиды дважды отразили вторжение грузинских войск в Армению, отвоевав и заново отстроив Ани. В составе государства Атабеков Азербайджана Армения пребывала до монгольского вторжения. После него Армения была ареной войны между Атабеками, хорезмшахом Джелал ад-Дином и монголами, завершившейся окончательной победой и покорением Армении и всего региона монголами[72]. Лишь армянские княжества Хачен (Нагорный Карабах) и Сюника[55] оставались более-менее независимым.
Европейский путешественник начала XIV века Журден де Северак, описывая Армению, пишет:
«Живут в этой провинции главным образом армяне-схизматики … Эта Армения в длину тянется от Себаста [Сиваса] до равнины Ороган [Мугань], а в ширину от гор Баркар до Тауриса [Тебриза]…»[73]
В 1380-гг. хан Тохтамыш уводит в плен из Арцаха, Сюника и Парскаайка десятки тысяч армян[74] a с 1386 года Армения подвергается разрушительным походам Тамерлана.
…Оттуда он [Тимур] пришел в страну Араратскую в Карби области Котайка и, осадив укрепление Бчни, взял его, убил епископа области Тер-Ванакана, мужа мудрого и ученого, доброго и заботившегося о всех бедных. Все остальное множество верующих [христиан] было подвергнуто мучениям и пыткам; многолюдную Армянскую область они голодом, мечом, пленением, неимоверными терзаниями и бесчеловечным своим обращением превратили в пустыню[75].