Смекни!
smekni.com

История развития древнерусского государства в лицах великих князей (стр. 2 из 5)

Владимира можно смело назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы, он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства.

Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Он решил ввести на Руси христианство как государственную религию. «Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение, искусство» - писал М.Грушевский.

Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуре. Сначала в Киеве, а затем везде по Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианства ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможным равноправие и плотные взаимоотношения между Русью и Византией, Германией и прочими государствами. При этом во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, и все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - десятину, что вскоре привело к тому, что церковь, во главе с митрополитом и епископами стали крупнейшими земельными собственниками, оказав тем самым огромное влияние на ход исторического развития государства. В руках церкви был даже суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. После проведения религиозной реформы, крещения всей своей семьи и дальнейшего становления религии в стране князя Владимира стали называть «Святым».

Таким образом, принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

И все же, рассмотрев деятельность князя Владимира, необходимо сказать и о том, что развитое Древнерусское государство в конце его жизни оказалось не таким уж объединенным, а его власть - совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму. Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Святославом и Мстиславом разгорелась кровавая война за передел киевской власти, из которой победителем вышел Ярослав, став князем в Киеве. В 1014 году он прекратил все выплаты отцу, несомненно, под давлением новгородцев, которые были недовольны своим зависимым положением в государстве. В ответ на это Владимир начал готовиться к военной кампании против Новгорода. Но в ходе этих приготовлений он заболел, и вскоре был спасен смертью от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном (1015 г.).

Итак, можно сказать, что Владимир в годы своей власти стал верховным властителем в государстве, объединив отдельные княжества в единое, но и поистине первым реформатором Руси. Именно он провел судебную реформу (при нем вводится новый вид наказания - смертная казнь), реформу образования (создаются школы), политическую реформу («государь - божий слуга»), принимается христианство, укрепляются экономические и социальные связи в государстве. Киевская Русь становится развитым государством и зарождаются основы государственности.

2.2. КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019-1054)

После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток братской любви между ними можно объяснить тем, что они были только сводными братьями, ведь до своего крещения Владимир имел много жен, и в отношениях между разными семьями существовало большое напряжение. Летописец упоминает всего 12 сыновей Владимира, не указывая их старшинства. Но Ярослав, видимо, не был старшим сыном, так как свою власть Владимир хотел передать Борису-самому младшему своему сыну. Ярослав считается сыном Владимира и Рогнеты, Полоцкой княжны.

Вначале, еще при жизни отца, Ярослав получил в княжение Ростов, и только после смерти одного из старших братьев - Новгород. После смерти Владимира власть перешла его сыну Святополку, что послужило началом междоусобицы.

Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно убиты его братья-Борис Ростовский и Глеб Муромский. Против Святополка выступил лишь его брат Ярослав, который опираясь на помощь новгородцев и варягов, сумел изгнать Святополка Окаянного из Киева в Польшу, где тот и пропал без вести.

Таким образом, в 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским, но на этом неприятности с братьями и другими родственниками не закончились, а продолжались до 1032 года. В 1021 году случился набег племянника его - князя Брячислава Мзяславича, на Новгород, в 1024 году началась междоусобица с младшим братом-князем Мстиславом Тмутараканским, желавшем поделить русские земли поровну, что в итоге и было сделано в 1025 году - граница прошла по берегам Днепра, с востока земли Мстислава, с запада-Ярослава. К этому времени Ярослав уже научился предупреждать междоусобные разборки, отправляя в тюрьму возможных зачинщиков смуты еще до того, как они успевали что-либо предпринять; именно в 1032 году он посадил в тюрьму Псковского князя Судислава, своего последнего брата. С этого времени Ярослав становится единовластным правителем Киевской Руси и провозглашает себя «самодержцем».

При Ярославе Русь достигла наивысшего могущества. Ему, также как и отцу, удалось обезопасить государство от набегов печенегов. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г.Юрьев (ныне г.Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. Киев становится одним из крупнейших городов Европы. В нем, по дошедшим свидетельствам, было около четырехсот церквей и восемь рынков. Был возведен Софийский собор-храм, посвященный мудрости, разуму. Также при Ярославе при въезде в Киев были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Киевской Руси.

Ярослав покровительствовал торговле, ревностно охранял торговые пути от кочевников.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, дочери его были замужем за французскими, венгерскими и норвежскими королями, а внучка вышла замуж за германского императора.

В годы его правления продолжалось распространение христианства на Руси. Именно Ярославу приписывают основание знаменитого по сей день храма Святой Софии в Киеве, именно по его настоянию в Киеве был назначен первый митрополит, именно Ярослав приказал переводить церковные книги с греческого на русский язык.

Продолжая дело своего отца, князь организовал на Руси школы для обучения грамоте (например, в Новгороде он основал училище, рассчитанное на 300 учеников). Сам он был хорошо образованным человеком, любил книги и чтение, и собрал первую на Руси библиотеку, которая потом была передана храму Св.Софии в Киеве.

Именно во время его княжения, глава государства стал называться царем, о чем свидетельствует надпись XI века на стене Софийского собора.

В годы правления Ярослава начинается расцвет книжности на Руси. « В общественной жизни с именем Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, например, интересный Устав его имени о том, что именно имеют право требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот, очевидно, должен был обезопасить население от лишних поборов чиновников» - писал в своем труде М.Грушевский.

Но самым знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская Правда». Конечно, этот объемный свод законов был составлен не одним человеком и не за один год, но именно во времена княжения Ярослава впервые письменный свод законов стал мерилом законности или незаконности поступков и наказаний. Именно «Русская Правда» впервые в русской истории запретила кровную месть и заменила ее денежными выплатами. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» и приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты много позже, уже после его смерти, ему же принадлежат только первые 17 статей («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»). Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины, новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Перед самой смертью Ярослав решил оставить власть на определенных условиях всем своим сыновьям вместе, как семейной группе. Текст его завещания записан в «Повести временных лет». Оно настолько важно для понимания последующих политических событий, что невозможно не привести его полностью: «Дети мои, вот я отхожу от этого мира. Любите друг друга, потому что вы - братья, дети одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг к другу, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов и будете жить мирно. Если же будете жить в зависти, в распрях и ссорах, то погубите землю предков своих, которую они достали великим трудом. Но лучше живите в мире, слушаясь брата своего. Киев я поручаю моему младшему сыну, брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как меня слушались, он будет вам вместо меня. Святославу я даю Чернигов, Всеволоду -Переславль, Вячеславу-Смоленск, Игорю-Владимир (Волынский)». Нужно при этом заметить, что хотя Ярослав раздал города свои сыновьям, но формального разделения государства не было, так как только великокняжеский престол в Киеве наделялся полной политической властью, на основе этого завещания была установлена иерархия политического старшинства русских городов для соотнесения с генеалогическим старшинством царей. Летописец писал о Ярославе: «он был хромоног, но ум у него добрый, и на рати он храбр», за что и прозвал народ его Мудрым.