Последней заморской территорией султаната Маскат и Оман стал город Гвадар (Gwadar) на побережье Белуджистана. В 1958 году султан Саид ибн Теймур (англ.) продал это владение правительству Пакистана за три миллиона риалов (ок. $8 млн)[14][15].
В настоящее время под суверенитетом Омана по-прежнему находится эксклав на аравийском полуострове Мусандам, отделённый от основной территории страны частями эмиратов Фуджейра, Рас эль-Хайма и Шарджа (все они входят в ОАЭ). Административно Мусандам образует одноимённую мухафазу (губернаторство) Омана. Также примерно на полпути между Мусандамом и остальным Оманом находится ещё один оманский эксклав — Мадха (Madha), занимающий около 75 км², окружённый территорией эксклава Хор Факкан эмирата Шарджа. Внутри же Мадхи находится ещё один эксклав Шарджи — Нахва (Nahwa), площадью около 8 км². Кроме того деревня Хадт (Hadt), расположенная между территориями Омана и эксклавом эмирата Аджман (ОАЭ) Масфут (Masfut), находится под совместным контролем султаната и эмирата.
4. Наследие
Сэр Уилфрид Тесайджер (англ. Wilfred Thesiger), известный британский исследователь и путешественник, описывая в 1959 году оманские реалии, отмечал, что Оман[16]
Однако он имел в виду только европейцев, страны Запада. Между народами же восточного побережья Африки и арабами Маската и Омана многие века существовало интенсивное взаимодействие, торговля. В результате в Африке сформировалась своеобразная культура зинджей («темнокожих»)[17] и язык суахили (то есть «прибрежный»), синтезировавшие в себе сильное арабо-мусульманское культурное влияние и этнический субстрат африканских негроидных племён банту. Центром суахили (и наиболее «правильным» диалектом, «киунгуд-жа») традиционно считается Занзибар. Были распространены варианты поговорки:[18]
В суахили использовалась письменность на арабской основе. Памятники этого времени (стихи, песни, исторические хроники и другие документы), самые ранние из которых относятся к XVI веку[19], отражают так называемый старосуахилийский язык, представленный ныне целым рядом диалектных разновидностей; некоторые возникшие в ту эпоху варианты суахили теперь рассматриваются как самостоятельные языки, как например коморский — язык Коморских островов.
Форт Накхал, один из наиболее сохранившихся в Омане
С расширением континентальной торговли суахили постепенно стал языком межэтнического общения. Эта социальная роль суахили усилилась в постколониальный период, когда независимые государства Африки стали рассматривать суахили как реальную альтернативу языкам бывших метрополий (прежде всего английскому). Если до начала XIX века язык суахили за пределами собственно побережья Восточной Африки практически не использовался[20], в наше время ареал его активного применения значительно расширился. Успешному распространению языка суахили способствует то, что большинством говорящих он воспринимается как «общеафриканский» и при этом этнически нейтральный язык, не связанный ни с какой узкой этнической группой; таким образом, по крайней мере в Танзании (населенной преимущественно народами банту), язык суахили стал средством единения нации[21].
Произошло и некоторое встречное культурное проникновение — из Африки в восточную Аравию. Например, традиционный оманский мужской головной убор, шапочка «кумма»[22], имеет африканское происхождение, остальные жители Аравии носят головной платок — куфию[23].
Список литературы:
1. См., напр., [1], [2], [3] и др.
2. См. об этом, напр., A history of Muscat and Oman на сайте FOTW. (англ.)
3. The Western Hajar Mountains на сайте oman.de (нем.) (англ.)
4. Country profile: Oman на сайте Би-Би-Си (англ.)
5. См. об этом, напр., History of Oman на сайте historyworld.net. (англ.)
6. Танзания. Занзибар // Вокруг света. — 9 сентября 2001 года.
7. A Country Study: Oman, глава 6 «Oman — Government and Politics». — Библиотека Конгресса США. — январь 1993 года. (англ.)
8. Albusaidi State на сайте министерства иностранных дел Омана. (англ.)
9. См. также карту Оманской империи в 1856 году из арабского школьного учебника истории. (ар.)
10. О Южном Зиндже на сайте africana.ru
11. The Omani Empire and the Colonial Period на сайте посольства Французской республики в Омане. (англ.)
12. Geschichte. Sultanat und Imamat на сайте oman.de (нем.) (англ.)
13. БСЭ: «Возникла Маскато-Занзибарская империя, феодальные правители которой обогащались за счёт работорговли. В 1856, после смерти султана Сейида Сайда, Занзибар выделился и стал независимым султанатом».
14. A land of Greatest Mountains & Colorful Culture на сайте Travel & Culture Services Pakistan. (англ.)
15. Singh, Arun Kumar. What passes through Gwadar. — Indian Express, 29 января 2008 года. (англ.)
16. MacKenzie, John M. The Sultanate of Oman: A Forgotten Empire. — History Today, Vol. 34, Issue. 9. — сентябрь 1984, — С. 34-39.
17. Подробнее о зинджах на сайте africana.ru
18. الهيئة العامة للاستعلامات المصرية دور العمانيين فى شرق أفريقيا من الناحية التاريخية واللغوية والأدبية (ар.) (2006).
19. Бюттнер, Теа. История Африки с древнейших времён // пер. с немецкого. — М.: Наука. — 1981.
20. Суахили в энциклопедии Кругосвет.
21. См. об этом на сайтах tanzaniya.net и gltour.ru
22. Так она выглядит на фотографии одной из улиц Маската из галереи Andy Carvin`а.
23. Стиллавин, Сергей. Выйти замуж только с разрешения министра! — эфир на Радио «Маяк», рубрика «Мир своими глазами», 29 января 2009 года.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Владения_Маската_и_Омана