Но через семь лет, в 1560 году, Иоанн удалил Сильвестра и Адашева от двора. Противники Адашева и Сильвестра подлили масла в огонь, заявив, что внезапная смерть царицы Анастасии связана с ними. Адашев получил ссылку в Беженецкой пятине. Там он умирает. Сильвестр был отправлен в Соловецкий монастырь, где он скончался в 1570 году.
3.2. А. Курбский
Андрей Михайлович Курбский был княжеского происхождения, но обедневшего и забытого рода. Андрей Курбский рос вместе с Иваном IV, был другом детства. Андрей Михайлович был свидетелем отношений бояр и малолетнего Ивана в период боярского правления. Курбский был самым близким другом царя, он знал очень хорошо его характер и интересы. Иван Грозный полностью доверял, Курбскому, любил разговаривать с ним часами на пролет. Позже это перешло в дружескую переписку в виде диалога, ответов и вопросов. Сохранились некоторые письма, которые помогли лучше разобраться в противоречивом характере Ивана IV. Андрей Курбский вошел в состав Избранной Рады, (название которой он дал на польский манер). Долгое время командовал русскими войсками, принимал участие во многих сражениях Ливонской войны.
В 1564 году Курбский перешел на сторону Польши. В 1563-1564 годах на сторону Ливонии перебежала несколько недовольных аристократов: военный голова Богдан Хлызнев-Колычев, воевода князь Горенский. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И вот – неожиданная измена! Не просто измена, а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в затянувшейся войне с Ливонией! Польский король милостиво принял Курбского, сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением.
Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над ним расправой за свободные мысли против неограниченного самодержавия царя. В письме он осуждал Ивана Грозного за разгон Избранной Рады, самовластие. Ивана IV истребил всех родственников Курбского, брошенных им в Москве, отомстив другу.
В ответе на гневное послание Курбского Иван Грозный исчерпывающе и лаконично изложил кредо самодержца: «Неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных. Самодержавие наше началось от святого Владимира: мы родились на царствие, а не чужое похитили».
Глава 4. Опричнина и опричники
Опала Сильвестра и Адашева, а также отъезд Курбского дорого стоили Иоанну. Приверженцы падшей стороны не хотели беспрекословно сносить гонений, начатых царем. Иоанн Грозный стал готовиться к борьбе, но, прежде всего, нужно было узнать силы противников, узнать, найдут ли они защиту в народе или народ их предаст?
3 декабря 1564 года, в воскресенье, царь со всем семейством своим выехал из Москвы в село Коломенское, где праздновал праздник Николая чудотворца. Но этот выезд не был похож на обыкновенный – он взял с собой все драгоценное имущество и всю свою казну, тем боярам и служилым людям, которые ехали с ним, приказал взять свои семьи. Непогода и плохие дороги задержали его в селе Коломенское на две недели, затем он поехал в село Тайнинское, оттуда – к Троице, от Троицы – в Александрийскую слободу. В Москве все были в недоумении от такого отъезда царя. Но ровно через месяц, 3 января 1565 года, их недоумение разрешилось – Иоанн прислал список, в котором указывал все боярские измены и измены других служилых людей, которые совершались от его малолетства до недавних дней; царь, не имея власти в своем государстве, не может их наказать, и поэтому он решил покинуть Москву и государственные дела. Кроме того, Иоанн разослал грамоты по городам, в которых он говорил о том, что на них гнева никакого не держит.
После этого в народе и среди бояр раздались рыдания и крик: «Увы, горе! Согрешили мы перед богом, прогневали государя своего многими перед ним согрешениями и милость его великую превратили на гнев и на ярость! Теперь к кому прибегнем, кто нас помилует, и кто избавит от нашествия иноплеменных? Как могут быть овцы без пастырей? Увидавши овец без пастыря, волки расхитят их!».
Духовенство и бояре явились в Александровскую слободу и объявили Иоанну общее решение, общую мольбу – пусть правит, как ему угодно, только бы снова принял в руки правление.
Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иоанн Грозный согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В самом общем виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему усмотрению «невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния», без всяких претензий со стороны духовенства.
2 февраля 1565 г. Иоанн Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.
Что же такое опричнина Иоанна Грозного? Термин “опричнина” происходит от старославянского “опричь” - кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская реформа включала три группы мероприятий:
1. В системе централизованного государства Иоанн Васильевич выделил “опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение - государев удел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.
2. Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иоанн Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину... Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев - крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Иоанна пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе “человеков скверных и всякими злостью исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.
3. Та часть государства, которая осталась за пределами государева удела - опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по-прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений, как и прежде, был царь.
4 февраля 1565г., то есть на второй день после учреждения опричнины, началась новая полоса жестоких расправ за «великие изменные дела» с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.
Очевидно, царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком главного противника. В 1556 г. он отобрал у своего кузена в опричнину значительную часть его удела. Таким образом, Иоанн Грозный лишил старицкого князя последней опоры - поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины - борьба с пережитками политической децентрализации.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили «всех и вся» без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией.
Естественно, что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа.
Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней Иоанн Грозный прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей (дело боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя Владимира Андреевича и др.)
На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной, в которой просила отмены опричнины. Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?!..». По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.