Но ожидания Тютчевой и славянофилов не оправдались – мир, каким бы ни был он для России, был заключён. Анне Фёдоровне сложно однозначно судить Александра 2 и его жену, что обусловлено временем службы при наследнице престола. Она любила их и верила в них, и когда наступило разочарование, она не нашла в себе необходимого хладнокровия, чтобы бесстрастно описывать события в своём дневнике. Она всё время старается оправдать поступки императора, найти им объяснение, прослеживается неровность её повествования. Автор дневников разрывается между привязанностью к лицам, при которых находится, в то же время, осознавая, что это противоречит её жизненным убеждениям.
Узнав о намерениях заключения мира, который станет «позором страны», Тютчева даёт довольно резкую характеристику и императору, и его супруге, указывая на их неспособность править. «Император – лучший из людей» - говорит она, но затем добавляет, что как государю ему не хватает инициативы и широты ума преобразователя. О дорогой императрице она отзывается в том же ключе, отмечая, что у неё также нет инициативы и она скорее могла бы быть святой, нежели хорошей государыней. Она делает вывод, говоря, что «они слишком добры и чисты, чтобы править людьми. » [12]
Куда более чёткую и жёсткую оценку венценосным особам Тютчева даёт в своих Воспоминаниях: Александр второй старался присвоить себе качества Николая первого, которыми не обладал, но которые парализовали в нём его подлинные качества, полученные от природы. Он придавал своему выражению лица напускную серьёзность, которая смотрелась неестественно на его лице, производила впечатление «неудачной маски». Его сердце обладало инстинктом прогресса, которого его мысль боялась.
____________________________________________________
11Дневник 1853-1855 гг., с. 105
12 Дневник 1855 – 1882 гг., с 226
А сердце он имел доброе и человеколюбивое, что побуждало его ко всему тому, что было в его царствовании великого (подразумеваются реформы 1860-х годов). В то же время уму его не хватало широты и просвещения, что, возможно, и вызвало страх императора перед собственным великим делом, отказ от него и поворот к охране порядка, основы которого он сам же и подорвал. [13]
В свою очередь, цесаревна, которая довольно скоро стала императрицей, по мнению Тютчевой, не была призвана по своей натуре, совершенно лишённой темперамента, к тому положению, которое ей предназначила судьба. Она имела ум тонкий, изящный, проницательный, очень иронический, но лишённый горячности, широты и инициативы; была осторожна до крайности, что делало её слабой в жизни.
Из Воспоминаний уже видно, что дороги Анны Фёдоровны с двором разошлись. Она освободилась от привязанности к императору и императрице, но всё же сожалеет, что не может воспроизвести свежесть первых впечатлений от встречи с императрицей, которые часто называют иллюзиями молодости, поскольку молодость верит в идеал. С приобретением жизненного опыта, разочарований люди становятся менее отзывчивыми, давая мрачные оценки, в то время как именно вера в идеал помогает видеть в людях и событиях хорошее. [14]
____________________________________________________
13 Воспоминания, с .34
14 Там же, с. 27
Внешняя политика, как я говорила, была одной из самых волнующих тем, занимавших умы России того времени. Не исключение и А.Ф. Тютчева, которая, к тому же, имела вполне определённое мнение на этот счёт. В дневниках она описывает события, связанные с войной в том виде, в котором они до неё доходили, представляет свои рассуждения и даёт оценки происходящему.
Первая запись, связанная с войной, появляется в дневнике фрейлины 4 октября 1853 года: « Судя по последним известиям из Константинополя, война неминуемо должна разразиться.» 14\26 сентября состоялся экстренный совет Дивана, на котором было решено отклонить Венскую ноту и объявить войну России , если она, в свою очередь, не выведет войска из Дунайских княжеств в течение недели. [15]
Думаю, стоит осветить некоторые предыдущие события, приведшие к такому положению. Назревать конфликт в важном для России Восточном вопросе, начал ещё в 1850 году и был обусловлен спором России и Франции вокруг Святых мест в Палестине, являвшейся провинцией Османской империи. Но борьба за Святые места была лишь прикрытие возросших имперских аппетитов (не только России и Франции, кстати говоря), так как каждая из сторон ставила перед собой конкретные задачи, связанные с влиянием на Ближнем Востоке: Россия стремилась к пересмотру режима черноморских проливов и укреплению своего влияния на Балканском полуострове, Франция хотела победоносной войны для укрепления режима и возможностей новых завоеваний, Турция надеялась восстановить своё господство над народами Балкан, вынашивала реваншистские планы в отношении Крыма, Черноморского побережья Кавказа и некоторых районов Закавказья, Великобритания же имела главной целью ослабить международный авторитет Российской империи и даже разрабатывала план по отторжению некоторых её территорий. В 1852 году в результате ловкой политической игры не без участия британского дипломата Чарльза Стрэтфорда-Каннинга, активно вмешивающегося в переговоры России и Турции, обещая последней в случае войны поддержку Англии, русский дипломат, генерал-адъютант А.С. Меншиков, совершает ряд дипломатических ошибок.
____________________________________________________
15 Дневник 1853-1855 гг., с. 70
После отказа Турции принять ультиматум России с требованием заключить конвенцию о наблюдении и контроле иммунитета греческой церкви, что позволяет России вмешиваться в любые вопросы, связанные с религиозной и административной регламентацией православного населения, 2 (14) июня 1853 года Меншиков демонстративно покинул Константинополь. Вскоре после этого (14 (26) июня последовал Высочайший манифест) под командованием М.Д. Горчакова русские войска были введены в Дунайские княжества и заняли Бухарест.
Стоит отметить, что здесь в своих политических расчётах ошибся император Николай I. Он не рассчитывал, что предстоящая война будет столь масштабной, что европейские государства, такие как Австрия и Пруссия отвернутся от России и примкнут к её противникам. Но факт остаётся фактом, 4(16) октября 1853 года, когда Тютчева сделала запись в своём дневнике, Турция объявила войну России. В ответ 20 октября (1 ноября) Николай Iподписывает Манифест «О войне с Оттоманской Портою*».
Анна Фёдоровна, будучи ярой патриоткой, уверена в величии и мощи России, но ошибочно считает страну сражающейся лишь за вечные идеи, о чём видно в её записи: «Сомнения нет, мы, Россия, на стороне правды и идеала: Россия сражается не за материальные выгоды и человеческие интересы, а за вечные идеи. Потому невозможно, чтобы она была побеждена, она должна конце концов восторжествовать.» [16] Как я писала выше, цели России были более прозаичны, чем они представлялись автору дневников, о чём и она, очевидно, поняла позднее, так как под записью есть приписка с пометкой N. B.: «Мне было 24 года, когда я писала эти строки и я была дочерью поэта, вдохновлённого исторически судьбами России.» [17]
В записи от 22 октября 1853 года Тютчева сообщает о большом параде гвардии в Петербурге, где будет прочитан манифест по объявлению войны. Она отмечает, что и император Николай, и наследник в волнении и делает предположение на этот счёт, не лишённое патриотического духа: «По-видимому, мы не уверены в себе, опасаемся неудач, не чувствуем себя достаточно подготовленными. Но неудачи пробудят национальный энтузиазм, который ещё дремлет, а когда вся Россия поднимется, она, в конце концов, восторжествует, как всегда. » [18]
__________________________________________________________
*Оттоманская порта -принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства (канцелярии великого визиря и дивана) Османской империи.
16 Дневник 1853-1855 гг., с. 71
17 Там же.
18 Там же, с. 72
Очевидно, император и наследник понимали, что страна не готова к войне в достаточной мере: войска, разбросанные по всей стране, было чрезвычайно сложно перебросить к театру военных действий – не позволяла дорожная сеть, по вооружению Россия отставала от европейских стран.
Тютчева преисполнена чувством патриотизма и веры в русский народ и саму Россию, но она с сожалением замечает неспособность, например, петербуржцев и гвардейцев осознать своим «гвардейским» умом, то есть ограниченным, смысл и важность Восточного вопроса (по крайней мере, каким его находит она).
Крымскую войну можно разделить на два этапа:
· Первый – русско-турецкая кампания на Дунайском военном театре (ноябрь 1853 – февраль 1854);
· Второй – англо-французская интервенция в Крым, военно-морские демонстрации союзников на Балтийском и Белом молях, на Камчатке, широкомасштабные боевые операции русской армии в Закавказье (апрель 1854 – февраль 1856).
В дневниках переход от одного этапа к другому можно обозначить записью от 15 ноября 1853 года: из Вены получена телеграмма с новостью, что турки соглашаются вступить в переговоры. Цесаревич сомневается в возможности плодотворных переговоров, что и подтверждается позднее, когда он получает телеграмму от Николая I, находившегося на переговорах с германскими державами, о вхождении французского и английского флотов в Чёрное море (фактически - только 23 декабря 1853г. (4 янв. 1854 г.)) , что делало войну неизбежной. Тогда же Тютчева обращается к великому князю с вопросом о призыве к христианским народам Османской империи, на что получает ответ наследника, который, судя по всему, не исключает такой возможности, но объясняет, что в настоящее время делать это бессмысленно, потому что русские войска ещё не перебрались через Дунай. Тютчева пишет, что «этот ответ успокоителен, так как в публике (наверное, имеются в виду большей частью славянофилы) существует уверенность, что император Николай не хочет пользоваться помощью христианского народа» [19], нарушая законность власти султана.