Смекни!
smekni.com

Дневник и воспоминания А.Ф. Тютчевой как источник по истории России середины 1850-х годов (стр. 5 из 6)

К Тютчевой приходит разочарование: «Я уже не горжусь тем, что составляло мою гордость: Россией, императором, императрицей, но я верю в Христа, в его видимое царство, я в верю в то просветление, которое он пошлёт нам в нашем унижении, как он мог бы послать его нам в земной славе». [32] Тем не менее, она уже в следующих записях пишет, как она любит свою императрицу, вызывая нелогичность своих суждений.

Мирные переговоры начались 13(25) февраля 1856 г. в столице Франции, где открылись заседания конгресса, в работе которого участвовали Россия, Франция, Англия, Австрия, Турция и Сардиния. Позднее к ним присоединилась Пруссия. Основными противниками России в Париже стали Англия и Австрия. Что касается Франции, то она по многим вопросам поддерживала русскую делегацию. Англия стремилась к ослаблению России в бассейне Черного моря, к подрыву её позиций на Кавказе, настаивала на демилитаризации Аландских островов. Австрия требовала отторжения от России всей Бессарабии и рассчитывала на присоединение к своим владениям Дунайских княжеств. Турция на конгрессе была поставлена в приниженное положение и была вынуждена соглашаться с мнением союзников даже в тех случаях, когда оно расходилось с её интересами.

___________________________________________________________

31Дневник 1855 – 1882 гг., с.224

32 Там же, с. 227

Парижский мирный трактат был подписан 18(30) марта 1856 года. Договор касался проблемы нового режима черноморского бассейна и проливов, территориальных вопросов, судеб балканских народов. Особо принципиальное значение для России имел пункт о нейтрализации Чёрного моря: «открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями…» [33]

Исключения были таковы: · «…каждая из договаривающихся держав будет иметь право содержать во всякое время по два легких морских судна у дунайских устьев» [34]· «Их величествами императором всероссийским и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силы легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море для нужных по прибрежию распоряжений.» [35] Также запрещалось иметь на Черном море военные крепости и арсеналы, «как не имеющих уже цели» [36]. Это условие наносило существенный урон престижу России и безопасности на южных границах. Позиции на Балканах и на Ближнем Востоке надолго были подорваны. Положении России было неравноправно с Турцией, которая сохранила полностью свои военно-морские силы в Мраморном и Средиземном морях. Территориальные потери России были минимальны: южная часть Бессарабии, ранее ей принадлежавшая, присоединилась к Молдове и фактически попадала под власть Турции. Россия лишалась единоличного права покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Была сохранена фактическая независимость Сербии. К трактату прилагалась конвенция о проливах Босфор и Дарданеллы, подтверждавшая их закрытие для иностранных военных кораблей в мирное время. Особый документ объявлял о демилитаризации Аландских островов на Балтике.19 марта в России вышел манифест о мире «О прекращении войны», составленный Блудовым, сглаживающий острые углы неприятных для России условий. О чём пишет и Тютчева того же 19 марта 1856 года: «Он удачно составлен, но кого они хотят обмануть и кого им удастся обмануть?<...> Правду, всю правду, одну правду!» [37]Итак, мир достигнут. Возможно, не такой выгодный для России, каким бы его хотели видеть, но всё же он был нужен стране, чтобы «собраться с силами» и двигаться дальше в своём развитии__________________________________________________________

33 Парижский трактат. Париж, 18/30 марта 1856 г. ст.XI

34 Там же, ст. XIX35 Там же, ст. XIV36 Там же, ст. XIII37 Дневник 1855 – 1882, с.236

Глава III. Эволюция придворной жизни: от одного императора к другому

"У меня не было ни одного из тех органов, которые необходимы для того, чтобы там наслаждаться и иметь успех, или приносить пользу", - так писала в 1880 г. Анна Тютчева о годах, проведенных при императорском дворе.

Анна Фёдоровна Тютчева поселилась во дворце 13 января 1853 года. Все фрейлины жили в так называемом фрейлинском коридоре, который тогда был очень населён. Жили фрейлины скромно, вот как описывает свою комнату Тютчева: « Я нашла в своей комнате диван стиля empire, покрытый старым жёлтым штофом, и несколько мягких кресел, обитых ярко-зелёным ситцем <...> На окнах ни намёка на занавески.» Подробность описания была необходима, чтобы читатель мог оценить «огромное возрастание роскоши» жизни лиц, находившихся на службе во дворце. В соседней с фрейлинами комнате жили их горничные и мужик, как его шутливо называет Тютчева, неизменный Меркурий всех фрейлин, который был ответственен за растопку печи, приносил воду, обед и бегал по десяти раз на дню закладывать карету, « истинное местопребывание фрейлины, её палатка, её ковчег спасения».[38] В дни дежурства карету запрягают с утра на случай, если фрейлине придётся сопровождать великую княгиню, но ещё нужней карета в дни недежурные, когда фрейлина могла «располагать собой».

Фрейлины нередко оказывались причинами скандалов, волнуя кровь мужчин императорских кровей. Кто-то это делал умышленно, как Юлия Гауке, из за которой пострадал принц Александр (брат цесаревны Марии Александровны) , кто-то же из бескорыстных чувств, как Варвара Нелидова, фаворитка Николая(что, кстати, показывает, что и император при всей строгости, мужчина, в первую очередь), тяжело переживавшая его смерть и вскоре покинувшая двор.

В первые дни нахождения при дворе, Анна Фёдоровна чувствовала себя одинокой, а всю первую неделю служба её заключалась в сопровождении цесаревны в театр, куда она ездила почти каждый день. Несмотря на грусть, молодая фрейлина ошеломлена «великосветским блеском». Например, ведением обедни в церкви: всё должно быть торжественно и пышно. Нельзя вставать на колени, так как это было бы нарушением этикета: и с богом общаться подобает по правилам. Вообще при дворе существовала целая система условностей, которая сковывала жизнь императорской семьи и их ближайшего окружения. Жизнь венценосных особ была так строго распределена, они являлись рабами своих привычек. Их жизнь расписана по часам, они не могу « с увлечением» предаться делу.

________________________________________________________

38 Воспоминания А.Ф. Тютчевой , с.41


«Часы бьют – им надо быть на параде, в совете, на прогулке, в театре, на приеме и завести кукольную пружину данного часа, не считаясь с тем, что у них на уме или на сердце».[39]

Во времена императора Николая первого русский двор имел чрезвычайно блестящую внешность и престиж.

Церковные службы при дворе обычно служились в маленькой дворцовой церкви, а в дни больших праздников и торжеств в большой церкви Зимнего дворца: мужчины в таком случае были в парадной форме и при орденах, а дамы в придворных костюмах, создававших очень торжественное впечатление. Такие торжества носили название большого выхода. В обычные воскресные дни имел место малый выход, когда кавалеры были одеты в обыкновенную форму, а дамы – в городские платья, всё же очень нарядные, собирались к обедне в 11 часов в маленькой церкви. После службы монаршие особы принимали лиц, которые хотели им представиться, в особом помещении, прилегающем к церкви, называемом ротондой. [40]

Подобающим поведением в церкви отличалась лишь царская семья: цесаревна была сосредоточена, её сопровождали дети, даже маленький, которому не было и 3 лет, император Николай подпевал хору певчих, стоя впереди. Император во всём был точен, в том числе и в начале ведения службы – всегда он являлся в церковь с боем часов, о чём я уже писала до этого. Но вот старые дамы и кавалеры свиты, находившиеся в ротонде во время службы, были заняты не молитвами, а разговорами, что Тютчева находит неподобающим.

После смерти императора Николая весь этикет был нарушен. Никто не должен был отчитываться перед государем о посещении церкви. Между тем, жизнь не стала легче и приятней. Анна Фёдоровна отмечает, что придворная жизнь – жизнь условная и этикет необходим для поддержания её престижа. Иногда этикет доходил до крайностей: обыкновение здороваться с императрицей по утрам представлялось событием исключительной важности. Даже с началом войны придворная жизнь не изменилась. Тютчева пишет об этом: «Всё здесь дышало обычным миром, той покойной рутиной, которая окутывает великих мира сего, как атмосфера Олимпа».

Во время правления Александра второго вся условность придворной жизни остаётся, возможно, лишь выполняется что-то не с той строгостью, что была при Николае. Но вот пример Пасхи 26 марта 1855 года: «После заутрени император в самой церкви принимает пасхальные поздравления. Император стоит около первого клироса в церкви , и все высшие сановники , чины двора и представители гвардейских полков подходят к нему и после глубокого поклона христосуются с ним (обмениваются с ним троекратным поцелуем(!)) <...> после христосования с императором целуют у неё[императрицы] руку».

________________________________________________________

39 Воспоминания А.Ф. Тютчевой, с.26

40 Дневники 1855 – 1882 гг., с 194


После двух часов «получения поздравлений» венценосные особы удаляются , чтобы вымыть – император своё лицо, а императрица руку, которые были совершенно чёрные.[41]

Можно привести ещё много примеров странности и условности придворной жизни – проведение вечеров в пустых заботах( по словам Тютчевой). Но, на мой взгляд , из всего вышесказанного уже можно сделать вывод, что придворная жизнь была хороша для тех, кто ценил изысканность дамского туалета, любил сплетничать, вести праздный образ жизни, с одной стороны, и была скучна и безрадостна для таких, как Тютчева, кто осознавал пустоту , скрытую под внешней оболочкой обрядности и блеска, с другой. Императорская же семья была счастлива тем, что находилась вместе, жила своим мирком, создавая атмосферу Олимпа.