Смекни!
smekni.com

Рождение чешской нации Ян Гус, гуситские войны (стр. 2 из 5)

Высокого развития в Чехии достигли архитектура и изобразительные искусства. Наиболее значительными памятниками чешской архитектуры XIV в. являются мост в Праге через Влтаву, собор св. Витта, замок Карлштейн и Стараместская ратуша в Праге.

Одним из крупнейших событий в культурной жизни Чехии было основание в 1348 г. Пражского университета, явившегося первым университетом в Центральной Европе. К началу XV в. Пражский университет превратился в один из крупнейших центров средневекового просвещения не только в Чехии, но и во всей Европе. Так как в руководящие университетские органы выдвигалось равное количество лиц от каждой «нации», руководство университетом оказалось в руках немцев и других иностранцев. Поэтому в университете возникли острые внутренние противоречия. Магистры-чехи, опираясь на поддержку студентов, вели борьбу против иноземного засилья в академической среде. Борьба внутри университета была составной частью борьбы чехов за свою национальную культуру.

1.4 Обострение социальных и национальных противоречий. Начало реформационного движения

После смерти Карла I Чехия вместе с Силезией и Верхними Лужицами досталась его сыну Вацлаву IV (1378 — 1419), являвшемуся до 1400 г. одновременно и германским императором. Другой сын Карла I, Сигизмунд, получивший Бранденбург, в 1386 г. стал венгерским королём, а в 1411 г. был избран германским императором. Именно этим наследникам Карла I и пришлось столкнуться с революционным движением чешского народа .

Основной силой народного движения было крестьянство, подвергавшееся в Чехии жестокой феодально-крепостнической эксплуатации. Вместе с тем важное значение в деле общей борьбы различных слоев народа имел подъём активности чешского бюргерства. Среднее и мелкое дворянство примыкало к бюргерам в своём недовольстве крупными феодалами, грабившими его и бесцеремонно с ним обращавшимися. Особенностью назревавшего социального и национального конфликта было то, что классовая борьба осложнялась антицерковной борьбой, в которой на первых порах принимали участие все сословия феодальной Чехии. Знаменем антифеодальной и развернувшейся наряду с ней национально-освободительной борьбы в Чехии сделалась Реформация — широкое движение за ликвидацию церковных богатств и против политического влияния католической церкви, главной опоры немецкого гнёта и феодальной реакции в стране.

Проповедь реформационных идей пользовалась большим успехом среди чешского бюргерства уже во второй половине XIV в. В 60-х годах с критикой духовенства выступил в Праге монах-августинец Конрад Вальдгаузер. Приблизительно в то же время выступил Ян Милич, обличавший пороки прелатов и клеймивший духовенство за его богатства и роскошь. После смерти Яна Милича проповедь реформационных идей продолжал Матвей из Янова. Матвей призывал вернуться к простоте нравов первоначального христианства. Он требовал ликвидации всех монастырей и заявлял, что имения церкви должны принадлежать бедноте. Сословия феодального общества Матвей считал изобретением дьявола. По его мнению, в мире должно было быть установлено всеобщее равенство.

Один из последователей и учеников Матвея выдвинул требование ввести причащение всех мирян, а не только лиц духовного звания, «под обоими видами», т. е. причащение всех верующих хлебом и вином. Это требование было направлено против одного из догматов католической церкви, утверждавшей, что только духовенство может причащаться «под обоими видами»; светские же люди должны причащаться лишь хлебом, а не вином (т. е. вкушать, как учила церковь, лишь «тело христово», но не его «кровь»). Значение этого догмата состояло в том, что он служил «обоснованием» привилегированного положения духовенства и его выделения из мирян. Требование же причащения «под обоими видами» и для мирян было по существу отрицанием привилегированного положения католического духовенства. Острая борьба, развернувшаяся в Пражском университете между чешскими и немецкими магистрами, оказалась сразу же связанной с первыми выступлениями чешских реформаторов. Наряду с их идеями в Пражском университете стало распространяться близкое к ним учение английского реформатора Джона Виклефа. Чешских магистров и студентов, отражавших настроения и идеологию широких кругов чешского бюргерства, в богословских и философских сочинениях Виклефа привлекали критика католического духовенства и отрицание его прав на богатства и земельную собственность. Виднейшим вождём чешской Реформации стал магистр Пражского университета Ян Гус.

Глава 2. Ян Гус

2.1 Ян Гус и его борьба с католической церковью

Ян Гус родился в 1371 г. в местечке Гусинце (Южная Чехия) в бедной семье. Первоначальное образование он получил в приходской школе. В 1394 г. Гус окончил Пражский университет со степенью бакалавра, а в 1396 г. ему была присвоена учёная степень магистра «свободных искусств». С 1398 г. Гус стал преподавать в университете и в том же году выступил на публичном диспуте в защиту учения Виклефа. В 1403 г. Ян Гус стал ректором Пражского университета. К этому времени он имел также сан священника и был проповедником Вифлеемской часовни.2

Став ректором университета, Гус старался обеспечить в нём руководящую роль чешских учёных. В 1409 году король Вацлав провел реформу пражского университета, в котором немецкие землячества имели при решеии всех дел три голоса, а чешское землячество один голос. Король Вацлав Кутно-горским декретом передал три голоса чешскому землячеству: «… Народ немецкий… в разных частях Пражского университета… присвоил себе три голоса, а при этом народ чешский, действительный наследник этого королевства, пользуется только одним голосом. Мы считаем несправедливым и неприличным, чтобы иноземцы и пришельцы пользовались в излишней мере выгодами местных жителей... мы решительно и строго предписываем, чтобы сейчас же получение этой грамоты… нация чешская была немедленно допущена с тремя голосами ко всем совещаниям, судам, испытаниям, выборам и каким-либо иным действиям и решениям в университете..»3. Потеряв своё господствующее положение в университете, немцы ушли из него и создали свой собственный университет в Лейпциге. Вот как Ян Гус отзывался о кутногорском декрете короля Вацлава: «…Вацлав… король чешский имеет власть над чешским королевством… более всего заботится о спокойствии и… коренных жителей королевства, чем о чужестранном населении. …король Вацлав… даровал жителям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал им предпочтение перед чужими народностями, которых он в декрете называет общим именем тевтонов… Жители Чешского королевства, настоящие чехи – как светские, так и духовные лица – в силу королевского декрета.. должны пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятиях первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства… Чешский народ, послушный своему королю, должен быть в чешской земле превознесенный над всеми другими народностями… и в пражском университете чешский народ должен быть хозяином над чужими народностями… им не может принадлежать право господства над коренными народами Чешского королевства, связанными между собой узами родства.. Ныне же, напротив, оказывается, что иностранцы приглашают самих хозяев – чехов к этому участию, потому что захватили в свои руки некоторые важнейшие части управления…»4.

Католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, выступило против Гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, в распространении еретических учений. Гус и его сторонники были отлучены от церкви. Но Гус продолжал выступать с проповедями в Вифлеемской часовне. Ряды его сторонников росли, всё более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами Чехии. Наконец, архиепископ наложил на Прагу интердикт. Однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей Чехии и ещё больший подъём реформационного движения. Ян Гус защищал перед папой Вифлеемскую часовню в Праге, которую хотели разрушить противники Реформации: « Ян Мюльгейм. рыцарь из Пардубице, и … купец Кржиж, пражский мещанин, по божьему внушению мудро поняли, что, хотя в Праге и много церковных зданий сооружено для богослужения, однако ни одно из них не посвящено исключительно цели проповеди слова божия, и священники, проповедующие на общепонятном чешском языке слово божие, обыкновенно ходят по домам верующих: а по сему подлежит для этой цели создать особое… здание, дабы тем дать возможность верным Христу жителям Праги собираться в определенном месте в том городе для слушания слова божия на родном чешском языке. К этой часовне… верные Христу Чещского королевства, и в особенности пражане, имеют великую преданность, и всегда собираются в ней великое множество желающих слушать слово божие»5.

Расширение реформационного движения, острота конфликта между Гусом и католической церковью, а особенно появление в проповеди Гуса антифеодальных идей и прежде всего идеи о том, что не следует повиноваться «неправедным властям», напугали короля и крупных феодалов, и они перешли от прежней политики нейтралитета к репрессиям.6 В 1412 г. Гус выступил против объявленной папой Иоанном XXIII публичной продажи индульгенций в Чешском государстве. Иероним Пражский, близкий друг Гуса, обратился к народу с призывом организовать манифестацию протеста.

Сформулированное в ряде трактатов учение Гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников. Гус не только объявил католическую церковь «нехристианской», не только отвергал все, что не находило подтверждения в «священном писании», но и признал право каждого верующего руководствоваться в делах веры собственным толкованием этого писания. По характеру требований проповедь Гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране Гус критиковал католическую церковь все более остро и непримиримо: «… под именем церкви невозможно разуметь пап с кардиналами, потому что они глубже упали в беззакония, нежели другие христиане…»7.