План
Введение
1 О необходимости школьной формы
1.1 Доводы за школьную форму
1.2 Доводы против школьной формы
2 Школьная форма в Российской империи
3 Школьная форма в СССР
3.1 1920-е—1950-е годы: От эксперимента к классике
3.2 Оттепель
3.3 1980-е: Перестройка
4 Современная Россия
5 Школьная форма в других странах
5.1 Япония
5.2 Католические школы
Список литературы
Введение
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
1. О необходимости школьной формы
Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.
1.1. Доводы за школьную форму
· Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
· Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
· Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
· Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
1.2. Доводы против школьной формы
· Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
· Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
· Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
· Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
· В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
2. Школьная форма в Российской империи
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.[1]
Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с черным козырьком, цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г" (например, "СПБ.3.Г." или "М.5.Г."). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки были черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами.
Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.
Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.
Но по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевертывалась, пряталась бляха ремня.
Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного цвета. Однако ученики старших классов гимназии зачастую носили разные по цвету брюки и костюм.
Повседневные платья воспитанниц институтов благородных девиц шили из камлота. Гимназистки приготовительных классов (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти - голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати - серые. Старшие гимназистки носили белые платья. Платья были закрытые ("глухие"), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда - белые рукавчики.[2]
В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.
3. Школьная форма в СССР
3.1. 1920-е—1950-е годы: От эксперимента к классике
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»[3]. С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Упоминается в мультфильме "Вовка в тридевятом царстве", а также в поэме Самуила Маршака "Веселое путешествие от А до Я":
Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника
Две буквы "РУ" блестели.
А на фуражке с козырьком -
Блестящий ключик с молотком.
[1]
Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.
Кроме того, в 1943 году было введено раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались [4].
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
3.2. Оттепель
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»).
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки ()). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.