Рассмотрев отрывки из сочинений представителей этой теории, можно получить представление, что татаро – монгольское иго повлияло на все сферы деятельности русского народа.
Итак, в контрольной работе были разобраны оценки влияния татаро – монгольского ига на развитие Руси. Выделено три основные оценки влияния:
и подвергнуты рассмотрению главные представители этих оценок.
Все теории заслуживают внимания и имеют право находится в русской историографии, и каждый человек может выбрать из них наиболее правильную по его мнению.
4. 1. КАКОЙ ОЦЕНКИ ПРИДЕРЖИВАЮСЬ Я.
Мне кажется, трудно закончить данную контрольную работу не написав своего мнения по этому вопросу.
Таким образом, я придерживаюсь оценки отрицательного влияния татаро – монгольского ига на развитие Руси.
При современной оценке периода татаро-монгольского нашествия, справедливости ради, нужно учитывать господствовавшие тогда повсюду в мире жестокие нравы, свирепую мораль борьбы, прямо вытекающую из правил животного мира, хрупкость основ только начавшейся формироваться человеческой нравственности. Однако, этот учет только может помочь глубже понять явления той далекой эпохи, но принять все происходившие тогда жестокости я - современный человек не могу.
Для меня татаро - монгольское иго – это трехсотлетний гнет, унижения, оскорбления, рабское состояние, страх перед поработителями, лишения, бедствия, страдания.
Обратимся еще раз к оценкам татарского ига, данным Карамзиным. Действительно, весь трехсотлетний период был периодом нравственного уничтожения русского народа. В сознании и в психологии народа начала внедряться и развилась рабская установка, рабская атмосфера, угодливость и покорность. Мораль упала до самого низкого уровня. В обстановке морального падения всегда пышным цветом разрастается преступность, неограниченное насилие, дикость, жестокость. Животное стремление выжить в обстановке царившего террора, воспитывает в людях лицемерие и подлость, рабскую покорность перед властителями, сочетающуюся с жестокостью к своим зависимым людям. Пропадало уважение и к собственным князьям, которые рабски пресмыкались перед ханами в их ставке, а, возвратившись с ярлыком на княжение, добытым позором и унижением, становились деспотами и изуверами по отношению к своим подданным.
Корни этого унижения, покорности, рабства живы и до сих пор. Сегодняшняя покорность всего униженного и обокраденного российского населения имеет истоки в прошлом татаро – монгольского ига.