Смекни!
smekni.com

Крым и его прошлое (стр. 2 из 2)

Средневековая эпоха в Крыму

В середине III века готы проникли в Тавриду и быстро и легко здесь обосновались, чему благоприятствовало ослабление скифов, разбитых еще Диофантом и римскими войсками, и смуты в ослабевших Херсонесе и Пантикапее.
Рим к тому времени увел свои последние войска, оставив на произвол судьбы слабую Тавриду. Готы заняли главным образом юго-восточную половину Крыма и прошли к южному его берегу.
Вся Таврида в руках готов, и Боспор с Пантикапеей и Херсонес - покорные их слуги. Феодосия ослабла, а Харакс (н. Ай-Тодор), бывшая римская крепость, замолк навсегда.
Около 378 г. центр готов в Приднепровьи разрушен гуннами. Гунны незначительной частью проникли и в Крым. После краткой борьбы с готами в Крыму, они осели в степях его, что вполне соответствовало и их характеру и кочевому образу жизни.
В начале VI века Таврида находится в близких отношениях с Византийской империей.
Готия, как страна, считалась в районе Горного Крыма, в юго-восточной половине, между Балаклавой и Судаком. Здесь готы и сохранили свой физический тип от смешений с многочисленными пришельцами.
Тавриде вообще, а потом и в частности, приходится считаться все с новыми и новыми степняками; сначала с аварами, в незначительном количестве затронувшими полуостров, затем с турками, прорвавшимися ок. 580 г. и. причинившими много беспокойств Тавриде, а в середине VII века Тавриду пытаются подчинить хазары.
Хазары в Пантикапее ставят своего тудуна (наместника) хазарского кагана, а отсюда их власть распространяется над Сугдеею (н.Судак) и по Горному Крыму.
Особенно роль хазар в Крыму расширяется при византийском императоре Юстиниане II.
В это время Херсонес, получив вольности самоуправления, под контролем хазар, сохраняет их до X века. Освободившись от главенства Византии, он делается вольным городом. Готией управляют хазары. В крепости ее Доросе (н. Мангуп-Кале) хазарский гарнизон, хазарский наместник, но князь готский сохранил свой пост.
В хазарский же период поднимается Сугдея (Солдайя, Сурож древней Руси, ныне г. Судак), основанная еще в 212 г., город с прекрасной гаванью.
2-я половина VIII в. была полна борьбы в христ. мире между иконопочитателями и иконоборцами. Во время гонения на иконопочитателей многие из них бежали в Тавриду и здесь, спасаясь от преследования, в горах основали, благодаря поддержке готов, ряд монастырей, вырубив в скалах Горного Крыма свои камеры-кельи и церкви. Эти забытые ныне уголки жизни сохранили много любопытного, и на их территории встречается много памятников быта и искусства; среди них: Шулдан, Мармара (ок. д. Шулю), Качи-Кален, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Инкерман, Успенский скит, Бакла и др. Начало некоторых из них нужно отнести еще к началу христианства в Крыму.
Неурядицы в южно-русских степях и в Приволжьи, где был центр государственной жизни хазар, ослабили хазар и в Крыму. В середине IX в. Таврида постепенно от хазар освобождается, но в то же время снова подпадает под протекторат Византии.
К этому времени относится появление в Тавриде варяжских дружин, грабивших ее берега под начальством вождя, по имени Бравлин.
Нам известны связи молодой древней Руси, в это время, с культурными центрами Тавриды Херсонесом и старой Пантикапеей. В это время обосновывается на Тамани Тмутараканское княжество и в Тавриде, на месте старой Пантикапеи, в Корчеве ныне Керчь.
Возникновение русского княжества на Тамани и на берегах Керченского пролива говорит о том, что хазары потеряли значение в южнорусских степях. Остальная Таврида в ведении Византии до начала XIII века.
В середине XII века в Тавриде появляется новая колонизаторская волна из итальянских, коммерческих городов-республик; до 1200 г. она ничтожна, но после 1204 г. (взятие Константинополя крестоносцами) Таврида подпадает под сильное экономическое влияние, а затем и политическое итальянских коммерсантов - колонистов. Первыми явились венецианцы, а с 1261 г. (падение Латинской империи) и генуэзцы. Венецианцы организовались в Сугдее, а генуэзцы приобрели город Феодосия - Кафу от татар, которые к этому времени держали восточную Тавриду в своих твердых руках.
Херсонес и Готия, оберегая себя от жадных до наживы итальянцев и от пропаганды католических миссионеров, пользующихся для успеха пропаганды не только словом, но огнем и мечом, отдают себя под номинальный протекторат Трапезундской империи.
В 20-х и 30-х гг. XIII в. в южно - русских степях господствующее положение заняли монголо-татары. Они, разгромив алан, половцев и русских, после битвы при Калке проникли около 1224 г. в Тавриду и победоносной волной прошли до юго-восточного берега полуострова; но затем, создав на восточном берегу в Солдайе (Судак) морскую базу, отхлынули в степную полосу Крыма. В южной же, горной полосе, по словам путешественника 1253 г. Рубрука, между Судаком и Херсонесом 40 замков, и почти в каждом из них особый язык; Среди них было много готов, язык которых немецкий.
Татары, видя в италийцах-колонистах опасных соперников, пользуются каждым случаем, чтобы стеснить их экономический рост. После договоров 1380, 1381 и 1387 гг. с татарами, генуэзцы являются господами по всему южному берегу от Феодосии до Балаклавы - "со всей Готией".
Одновременно над Тавридой нависли новые беды, их несут турки.
Разорявшие берега ее и ранее, турки, после взятия Константинополя, заставляют трепетать в смертельной агонии итальянские колонии.
В отчаянии италийцы ищут помощи и на родине, и в самой Тавриде, и даже у готов, но в 1475 г. Кафа (Феодосия) пала под об'единенными ударами турок и татар.
Генуэзцы изгоняются из Тавриды, а их союзник Исайко, князь мангупской гото-греческой династии, был взят в плен и казнен.
Готы потеряли свою политическую физиономию и с тех пор являются лишь этнографическою особью среди народов Крыма.
Вся прибрежная полоса Тавриды отошла под власть турок, а в степной правили татары.

Незначительные остатки генуэзцев слились с горными племенами, христиане же православного толка, благодаря веротерпимости и безразличию к вероисповедным делам татар, сохранили свою веру и свою обособленность. Языком религии становится греческий, а общежитейским татарский.
Необходимо остановиться на исторических и бытовых чертах жизни татар в Крыму.
С момента проникновения их в Крым они политически и культурно связаны с Золотой Ордой (с 1224 г. по 1457), от которой они постепенно откалываются, и в золотоордынский период жизнь их весьма отлична от позднейшей, с особо оригинальными чертами и в государственно-общественном строе и в культурно-бытовом.
Татары, особенно на севере Крыма, ведут полукочевой образ жизни; государственные и общественные формы жизни просты и несложны; религия преимущественно языческая с придатками шаманизма; правители крымского юрта, в моменты близости силы "Великой Орды" наместники великого хана; определенной династии нет; народность по преимуществу турко-монгольская. Положение главной орды обусловливает спокойствие или смуту крымского ханства. Внешние враги его туземцы Крыма: греки, готы, италийцы.
Столица этого времени Солхат (н. Эски-Крым, Старый Крым), в котором и доныне сохранились памятники древности.
Во главе сначала наместник Золотой Орды, а потом независимый хан. Он верховный судья, вождь народа; оглак его помощник в военном деле, туман начальник 10.000 дивизии, минник тысячник, юз-башы сотник. Были и гражданские чины.
При дворе штаты конюших, стольников, охотников и т. п. Военные, гражданские чины и придворные штаты хана требовали содержания, и разнообразные подати и дани тяжело обременяли народ и подчиненные племена. Особые чины баскаки (даватели), таможенники, раскладчики, заставщики, мостовщики и т.п. выжимали средства из народа.
Судопроизводство было примитивное. Судья старший по роду, по религии, по положению. Суд словесный с господствующим "око за око", заменяемым постепенно штрафом.
Сословное деление таково: высшая земельная знать, духовенство, народ (татары) и рабы. Народ был бесправен, но юридически свободен; рабы, как вещь, собственность владельца; но татарин никогда не был рабом.
Со средины XV века до падения Крымского ханства определенная оседлая культура со сложным государственным и социальным строем, с определенной идейной религией Магомета исламом.
Крымский юрт становится государством с ханом, юридически самодержавным волею Аллаха, а фактически конституционным, ограниченным организованной феодальной аристократией и нередко ставленником турецкого султана.
Хан верховный вождь и судья, но он не может сделать ни одного шага без согласия "совета пяти" (дивана). Беки, эмиры, мирзы в своих "уделах" часто независимы, нередко с правом иметь свои войска, сношения с другими странами, суды и расправы, сборы пошлин и т. п. Такой строй для масс был тяжелым гнетом и приводил к обнищанию их.
Внешние враги турки, поскольку они претендуют на господство в Крыму; а затем Польша и Москва.
Столица в Бахчи-Сарае.
В основе суда коран, а часто на практике произвол.
Быт татар сложен и полон обрядности, но брак простой договор, с калымом от мужа и приданым от жены. Язык и философия арабов пользуются особым уважением среди татар.
Весьма развиты литература, поэзия и изобразительные искусства.
Но политическое, социальное и экономическое неравенство классов, бесправие угнетенных масс в общей жизни народа, эксплоатация народа высшими классами, развращающая политика султанов и высших сословий, изжитость старых культурных форм жизни все это привело государство к упадку.
9 апреля 1787 г. Крым был официально присоединен к России.
Необходимо несколько слов сказать об евреях и караимах, армянях и грузинах в Крыму.
Семитизм сыграл свою роль в культурной жизни Тавриды. Еще в древнейшую пору он забросил сюда культурные семена: финикияне достигли берегов Тавриды; за ними проникли карийцы, египтяне. Есть данные о том, что евреи были здесь еще в эллинскую эпоху. Они основали религиозные общины и братства из язычников, признававших одного бога Иегову. Как говорят надписи, они жили в Анапе, Керчи, Феодосии, Херсонесе и др. местах. Надписи же говорят об освобождении рабов и рабынь по данному богу обету и с одобрения общины. Число евреев увеличилось после разгрома Палестины и разрушения Иерусалима в 70-х годах новой эры. Во времена Византийской империи они часто спасаются в Тавриду от гонений. Они чувствуют себя особенно хорошо, когда в Тавриде господствуют хазары, что об'ясняется тем, что двор хазарского кагана принял иудейство. Из русских летописей мы знаем, что евреи прошли с религиозной проповедью и на Русь в Киев к князю Владимиру.
Самостоятельного государства они в Тавриде, не создавали.
Занятия евреев, по преимуществу, ремесла и торговля. Большею частью они живут в городах, образовывая часто особые кварталы. В Генуе нередко отмечали их полезность, а татарские ханы неоднократно издавали ярлыки (указы) о защите их от корыстных беков и эмиров.
В XVI в. Мартин Броневский видит их в Инкермане, Балаклаве, Мангупе, Феодосии и др.
В конце XVI века евреи Крыма увеличились беглецами из Литвы и Украины. С переходом Крыма к России положение евреев ухудшилось.
В заключение, об евреях нужно сказать, что в Крыму сохранились потомки древних евреев, так называемые крымчаки (в Симферополе, Карасу-Базаре и др.); по внешности, обычаям, нравам, быту крымчаки близки горным татарам.
Еще в 1061 г. в количестве 20.000 человек выселились в пределы теперешних русских владений армяне. В Крыму оседлость их распространилась сначала в восточной части его; в большом количестве они осели в Солдайе, в Солхате и др. местах.
В Тавриде в небольшом количестве грузины, проникшие сюда в весьма древнее время. В Херсонесе, при раскопках христианского кладбищенского храма были обнаружены грузинские надписи, относящиеся к V в. по Р.X.
О близких связях Тавриды с Грузией говорят грузинские летописи, где упоминаются многие события и выдающиеся люди Тавриды, и мало того в Херсонесе были даже жители Грузии.
Грузия нам особенно отмечает деятельность Иоанна Готского.
Нам думается, что во времена тяжелой жизни у себя на родине армяне и грузины часто эмигрировали в единоверные области Тавриды.

Публикуется по изданию: КРЫМ. Путеводитель. Под общ. редакцией д-ра И.М.Саркизова-Серазини. - Москва-Ленинград.: Издательство "Земля и Фабрика", 1925. - 416 с..