Смекни!
smekni.com

Декларация независимости США 1776 (стр. 2 из 4)

Необходимо отметить, что ко времени работы Джефферсона во втором Континентальном конгрессе и комитете его уже многие знали. О нем слышали, читали его «Общий взгляд» и были знакомы с написанной им резолюцией вирджинской палаты. Делегаты отмечали открытость, доброжелательность, ум и энергию Джефферсона. Адамс говорил о нем: «В беседах он быстр, откровенен, точен и решителен... Поэтому он скоро завоевал мое сердце».

Немного позже, в то время, когда уже начались активные боевые действия на территории Северной Америки, встал вопрос о выработке документа, который должен был определить цели американцев в начавшейся войне с Англией.

Именно Томасу Джефферсону довелось сыграть основную роль в выработке Декларации о причинах и необходимости обращения к оружию. В поисках выхода из тупика, в котором оказался избранный для этой цели комитет, конгресс включил в состав комитета Джефферсона, с тем, чтобы он представил свой вариант декларации. И то, чего не удалось достичь за полтора месяца, было сделано в течение нескольких дней.

Главным вопросом в данном документе являлся вопрос о цели борьбы против метрополии. Томас Джефферсон видел ее в объединении американцев и завоевании независимости во имя создания свободного, демократического государства.

Однако его проект сразу же встретил возражения со стороны определенной группы депутатов, выражавшей взгляды той части американской буржуазии, которая пока еще не представляла своего существования вне Британской империи. В частности, свои поправки вносил Дикинсон. Он назвал проект излишне воинственным и оскорбительным для Англии, однако согласился его принять с условием исключения слов о стремлении колоний к независимости. Томас Джефферсон не стал спорить, так как понимал, что поправки, предлагаемые Дикинсоном, не изменят основную суть проекта. После изъятия или смягчения некоторых формулировок окончательный текст был принят комитетом и утвержден конгрессом. Он гласил: «Нас принудили встать пред альтернативой: либо безоговорочное подчинение тирании самовластных министров, либо вооруженное сопротивление. Именно последнее является нашим выбором. Мы знаем, чего стоит эта борьба, и мы не знаем ничего более постыдного, чем добровольное рабство. Честь, справедливость и гуманность не позволяют нам униженно отказаться от свободы, которая нам досталась от наших доблестных предков и которую наше невинное грядущее поколение имеет право принять от нас».

За первым успешно выполненным поручением последовало новое, не менее важное - подготовить ответ конгресса на предложение лорда Норта. Томас Джефферсон был выбран вторым в состав особого комитета, занимавшегося подготовкой данного документа.

Томас Джефферсон сосредоточил свое внимание на формулировании позиции американцев. Причину конфликта между колонией и метрополией он видел не просто в споре о налоге, а в том, что американцы твердо решили покончить с вековой покорностью силе, противопоставив ей свою силу. Они пришли к следующему выводу: «Ничто, кроме наших усилий, не может сокрушить предоставленный министром выбор между смертным приговором и полным подчинением». Данная мысль составляла основное содержание ответа и показывала неизбежность вооруженного столкновения в условиях гнёта метрополии. По существу, данный документ был обращен к Америке, хотя формально предназначался для Англии. Свою задачу Джефферсон видел в том, чтобы ещё раз показать американцам, что данную ситуацию можно решить только военным путем. 31 июля 1775 года второй Континентальный конгресс утвердил представленный Джефферсоном ответ лорду Норту, а 5 сентября конгресс прервал свою работу. Далее проходили выборы вирджинской делегации на следующую сессию конгресса. И снова был избран, заняв третье место по числу голосов, Томас Джефферсон.

Достаточно острой была ситуация внутри колоний. Открыто выступили противники войны с метрополией, так называемые лоялисты или тори, увидевшие в массовом движении колонистов угрозу своим привилегиями. Они не только саботировали мероприятия по мобилизации сил колоний против английских карательных отрядов, но и создавали вооруженные отряды для расправы над сторонниками революции.

Также второму Континентальному конгрессу, уже ранее отвергнувшему идею примирения с метрополией и объявившему о причинах вооруженной борьбы, предстояло теперь ясно и недвусмысленно сказать о ее целях.

Джефферсон разработал инструкции для законодательной палаты, которые гласили, что вирджинская делегация на национальном конгрессе должна «предложить этому уважаемому собранию объявить Соединенные колонии свободными и независимыми штатами».

Работа второго Континентального конгресса становилась все более тяжелой из-за развернувшихся активных военных действий. Идея независимости была представлена на рассмотрение делегатов конгресса от имени вирджинской делегации. В этом знаменитом документе предлагалось провозгласить, что «данные Соединенные колонии по праву должны быть и являются свободными штатами; они освобождают себя от всех обязательств перед британской короной; все политические связи между ними и Великобританией должны быть и являются полностью уничтоженными». Было решено образовать комиссию для подготовки документа, обосновывающего провозглашение независимости.

В комиссию вошли пять человек: Бенджамин Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон и умеренные представители Пенсильвании и Нью-Йорка- Диксон и Ливингстон. На первой же встрече было решено поручить написание текста и представление его одному человеку - единогласно был выбран Томас Джефферсон. За семнадцать дней Томас Джефферсон закончил этот напряженный труд, ставший историческим подвигом и прославивший его имя.

30 июня 1776 года Декларация была представлена на рассмотрение в конгресс с рекомендациями о ее утверждении. Характер дискуссии многие исследователи отмечали как доброжелательный. Более того, делегаты признали Декларацию шедевром и приняли ее, внеся всего лишь две принципиальные поправки. Одна из них была вполне оправданной, так как в итоге привела к смягчению излишне резких обвинений в адрес английского народа по поводу его недостаточной поддержки борьбы колонистов.

Вторая поправка имела гораздо более существенное значение. Речь шла о том пункте Декларации, где Томас Джефферсон в форме одного из обвинений, предъявленных Георгу 3, осудил рабовладение и работорговлю.

Пункт этот гласил, что английский король «вел жестокую войну против самой человеческой природы. Он посягал на ее самые священные права - жизнь и свободу лиц, принадлежащих к народам, живущим далеко отсюда и никогда не причинявшим ему ничего дурного. Он захватывал и обращал их в рабство в другом полушарии. Причем часто они погибали ужасной смертью, не выдержав перевозки. Эту пиратскую войну, позорящую даже языческие страны, вел христианский король Англии. Исполненный решимости сохранить рамки, где человека можно купить и продать, он обесчестил назначение власти, когда подавлял любую законодательную попытку запретить или ограничить эту отвратительную торговлю».


Декларация независимости США 4 июля 1776 года.

Когда ход событий принуждает какой-либо народ порвать политическую связь, соединяющую его с другим народом, и занять наравне с остальными державами независимое положение…,- то должное уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению.

Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью. Конечно, осторожность советует не менять правительств, существующих с давних пор, из-за маловажных или временных причин. И мы, действительно, видим на деле, что люди скорее готовы терпеть зло до последней возможности, чем восстановить свои права, отменив правительственные формы, к которым они привыкли.

Но когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту, же цель, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то он не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране.

Эти колонии также долго и терпеливо переносили разные притеснения, и только необходимость заставляет их теперь изменить свою прежнюю форму правления. История нынешнего короля Великобритании полна беспрестанных несправедливостей и узурпаций, прямо клонившихся к тому, чтобы ввести неограниченную тиранию в этих штатах. В доказательство представляем на суд беспристрастному миру следующие факты:

1) он отказывался утвердить законы, в высшей степени полезные и необходимые для общего блага…

2) он соглашался проводить некоторые другие законы, важные для интересов обширных областей, только в том случае, если жители этих областей откажутся от права представительства в законодательном собрании, права, неоценимого для них и страшного только для тиранов…

3) он неоднократно распускал палаты представителей за то, что они с мужественною твёрдостью противились его попыткам нарушить права народа.