1.4. Советская Россия и СССР
В Советской России первые концентрационные лагеря были созданы по приказу Троцкого в конце мая 1918 года, когда предполагалось разоружение чехословацкого корпуса. Эти первые лагеря обычно создавались на месте освободившихся после обмена военнопленными лагерей 1-й мировой войны, и заключение в них было наказанием более мягким по сравнению с тюремным: в частности, декретом ВЦИК «О лагерях принудительных работ», заключенным, проявившим трудолюбие, разрешалось «жить на частных квартирах и являться в лагерь для исполнения назначаемых работ» [10] . Как правило, применяли заключение в концентрационый лагерь не за конкретную «вину» перед новой властью, а по тому же принципу, по которому в годы 1-й мировой войны интернировали лиц, не являвшихся военнопленными, а просто бывших гражданами враждебного государства, имевших родственников за линией фронта и т. п., — то есть к лицам, потенциально опасным из-за своих родственных и иных связей. В годы Гражданской войны нередко применялась такая мера, как заключение в концентрационный лагерь не на определенный срок, а «до окончания гражданской войны».
23 июля 1918 года Петроградский комитет РКП(б), приняв решение о красном терроре, постановил в частности взятие заложников и «устройство трудовых (концентрационных) лагерей». 15 апреля 1919 года был опубликован декрет ВЦИКа «О лагерях принудительных работ», предполагавший создание минимум одного лагеря на 300 человек при каждом губернском городе. К концу 1919 года был уже 21 лагерь.
К концу 1921 года в РСФСР было уже 122 лагеря. При этом в 117 лагерях НКВД находилось 60 457 заключенных, в лагерях ВЧК более 25 000 — итого около 100 000.
Осенью 1923 года было уже 315 лагерей, из которых самый известный — созданный в том году СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) — послужил основой возникшей впоследствии системы трудовых лагерей ГУЛАГа.[11]
Из белых концлагерей наиболее известен концлагерь на острове Мудьюг под Архангельском, сначала имевший статус лагеря для военнопленных (хотя заключали в него всех, заподозренных в большевизме), затем — ссыльно-каторжной тюрьмы. С падением белой власти в Северном крае он был ликвидирован, зато по личному указанию Ленина тотчас был открыт новый лагерь в Холмогорах (1920 г.).
1.5. Финляндия
После окончания гражданской войны 1918 около 70 000 тысяч «красных финнов» получили приговоры и были заключены в концентрационные лагеря. К концу года в заключении оставалось 6100 человек. Смертных приговоров было вынесено 555, исполнено 113.[12]
Во время Второй мировой войны финская армия оккупировала восточную Карелию, где были созданы концентрационные лагеря для советских военопленных и граждан славянского происхождения. 8 июля 1941 года генеральный штаб издал приказ о интернировании лиц «непонятной» национальности, то есть не родственной финноуграм.[13] До этого, 29 июня 1941 года генеральный штаб издал приказ соблюдать на территории СССР положения Гаагских конвенций, несмотря на то, что Советский Союз их не ратифицировал. В 1943 лагеря называют уже только как лагеря перемещённых лиц, чтобы подчеркнуть, например ради западной прессы, образ, отличный от нацистких лагерей уничтожения[14] Первый лагерь был основан 24 октября 1941 г. в Петрозаводске. Туда сразу собрали около 10 000 лиц «непонятной» национальности из жителей города.
Численность заключенных в финских концентрационных лагерях:
· 13,400 — 31 декабря, 1941
· 21,984 — 1 июля, 1942
· 15,241 — 1 января, 1943
· 14,917 — 1 января, 1944
Всего на территории восточной Карелии действовало 13 финских концентрационных лагерей, через которые прошло 30 тысяч человек из числа военнопленных и гражданского населения. Около трети из них погибло.[15] Основной причиной смерти было скудное питание[16] В лагерях применялись телесные наказания (розги) и нанесение идентификационных татуировок.
В настоящее время правительство Финляндии выплачивает компенсации бывшим заключённым лагерей.
1.6. Хорватия
В августе 1941 года была создана система концентрационных лагерей Ясеновац на территории Независимого хорватского государства, активно сотрудничавшего с гитлеровской Германией, в 60 километрах от Загреба, в районе городка Ясеновац.
К востоку от Ясеновца находился лагерь № 1 — у сел Брочицы и Крапье, его филиал в бывшей тюрьме в Старой Градишке; лагерь № 2 — на берегах Савы и Струги, около 3 километров к северо-западу от Ясеновца; лагерь № 3 — на бывшем кирпичном заводе Озрена Бачича, в устье Лони, в трех километрах вниз по течению от Ясеновца.
В системе лагерей Ясеновац от голода, эпидемий, тяжелой работы и в результате прямого уничтожения погибло от 300 до 600 тысяч человек, из них почти 20 тысяч — дети.
Большинство жертв были сербами и евреями.
Югославия(en:Rab concentration camp) Концентрационные лагеря Третьего рейха
Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. При этом использовался опыт работы внутренних концентрационных лагерей, созданных в Германии после прихода нацистов к власти.
Лагеря для военнопленных делились на 5 категорий[17]:
· сборные пункты (лагеря);
· пересыльные лагеря («Дулаг», нем. Dulag);
· постоянные лагеря («Шталаг», нем. Stalag);
· основные рабочие лагеря;
· малые рабочие лагеря.
Сборные пункты
Сборные пункты создавались в непосредственной близости к линии фронта или в районе проводимой операции. Здесь шло окончательное разоружение пленных, составлялись первые учетные документы.
Дулаг, Шталаг
Следующим этапом движения пленных были «Дулаг» — пересыльные лагеря, обычно располагавшиеся вблизи железнодорожных узлов. После первоначальной сортировки пленных отправляли в лагеря, имеющие, как правило, постоянное месторасположение в тылу, вдали от военных действий. Как правило, все лагеря различались по номерам, в них обычно находилось большое количество пленных[17].
Так, Шталаг-126 в Смоленске в апреле 1942 г. содержал 20 тыс. чел. В Шталаге-350, расположенном в районе Риги, в 1941 г. находилось 40 тыс. чел. Лагеря типа «Шталаг» были базой для сети основных рабочих лагерей, ему подчиненных. Последние имели по несколько тысяч узников и отличались друг от друга буквами, добавляемыми к наименованию главного лагеря[17].
Малые рабочие лагеря
Малые рабочие лагеря подчинялись основным рабочим лагерям или непосредственно постоянным Шталагам. Различались по наименованию населенного пункта, где размещались, и по названию основного рабочего лагеря, к которому были приписаны. Например, в деревне Виттенхайм под Эльзасом лагерь русских военнопленных, существовавший в 1943 г., назывался «Виттенхейм Шталаг УС». Численность заключенных в малых рабочих лагерях была от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. Он располагался на окраине городка Дахау (близ Мюнхена).
В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое). С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных. После прихода советских войск здесь снова был организован лагерь для интернированных. За пять лет в нем погибло 3 тыс. человек.
По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Официально признаны Правительством ФРГ следующие концентрационные лагеря (1939—1945 гг.)[4]. Естественно что на самом деле концентрационных лагерей было намного больше, всего около 14 тысяч. Одним из самых известных концентрационных лагерей, который не признан немецким правительством, является концентрационный лагерь Дора.
1. Арбайтсдорф (Германия)
2. Аушвиц/Освенцим/Биркенау (Освенцим, Польша)
3. Берген-Бельзен (Германия)
4. Бухенвальд (Германия)
5. Варшава (Польша)
6. Герцогенбуш (Нидерланды)
7. Гросс-Розен (Германия)
8. Дахау (Германия)
9. Кауен (Каунас, Литва)
10. Плащов (Краков, Польша)
11. Заксенхаузен (Германия)
12. Майданек (Люблин, Польша)
13. Маутхаузен (Австрия)
14. Миттельбау-Дора (Германия)
15. Натцвайлер (Франция)
16. Нейенгамме (Германия)
17. Нидерхаген-Вевельсбург (Германия)
18. Равенсбрюк (Германия)
19. Рига-Кайзервальд (Латвия)
20. Файфара/Вайвара (Эстония)
21. Флоссенбург (Германия)
22. Штуттхоф (пригород Гданьска Штутово, Польша [18]).
В 1942 году для «окончательного решения еврейского вопроса» в Польше были созданы лагеря смерти. Массовое уничтожение евреев также производилось в Освенциме и Майданеке.
11 апреля объявлен ООН Международным днем освобождения узников нацистских концентрационных лагерей.
1.9. Война во Вьетнаме
С 1962 г. правительство Республики Вьетнам при поддержке США начало реализацию т. н. Программы стратегических деревень. Она была нацелена на подрыв партизанского движения путем создания «укрепленных» или «стратегических» деревень, в которые перемещалось, в том числе насильственным путем сельское население. Крестьянам предполагалось раздавать оружие, проводить среди них базовую военную подготовку, создавая таким образом зоны безопасности в противовес «освобожденным районам» Национального фронта освобождения. Вскоре программа была признана неудачной, после 1964 г. термин «Стратегические деревни» исчезает из южновьетнамских и американских документов, хотя об официальном прекращении программы так и не было объявлено.
Вопрос о том, можно ли отнести «стратегические деревни» к концлагерям, является спорным. По заявлениям США и Южного Вьетнама, переселение крестьян носило добровольный и самоорганизованный характер, а поселения создавались в целях самообороны. Жителям «стратегических деревень» также полагались подъемные средства и денежные выплаты за работу и участие в возможных боевых действиях с партизанами. В то же время практическая реализация программы вызывала большое количество проблем, отмеченное в том числе у самих американцев. Так, вместо предполагавшейся реконфигурации сел с целью облегчения их обороны зачастую осуществлялись перемещения целых населенных пунктов. Это вызывало резкие протесты населения, которое таким образом лишалось возможности ухаживать за могилами предков. Кроме того, выделенные на реализацию программы средства расхищались, что ставило жителей перед угрозой нищеты и голода. По некоторым свидетельствам, попытки крестьян покинуть «стратегические деревни» наталкивались на жесткое противодействие вплоть до стрельбы на поражение. Это дало повод социалистическим странам и антивоенному движению на Западе рассматривать «стратегические деревни» как типичные концлагеря и один из примеров «преступлений американского империализма во Вьетнаме».