При ее возраставшей силе центральной власти различие происхождения вотчинных прав естественно нивелировалось, тем более что прочность и сохранение, например, за потомками или вообще наследниками вотчинных владений, происшедших не от пожалования, требовали подтверждения владенных грамот великим князем защиты их прав великокняжеской властью. Роль этой власти, как основного источника права в строящемся заново обществе, давала ей возможность проводить свои требования, обусловливая всякое право, всякое владение и их защиту служением себе, своим интересам, т.е. интересам новой литовской государственности. И опять-таки надо сказать, что отношения в Литовской земле (отчасти, конечно, и под прямым влиянием русского соседства и быта инкорпорированной Черной Руси) развивались в том же направление, как в русских удельных княжествах, где власть княжая, избавлена от вечевой общины и принявшая территориальный характер, становится основным источником права в удельном княжестве и организует свою военную силу с помощью потомков дружины – бояр-вотчинников, стремясь в более политических комплексах свести к тому же положению служилых князей с обращением их уделов в вотчины княжат как слоя того же землевладельческого и служилого боярства [2, с.235].
. Но в ХV — первой половине ХVІ ст., особенно на волне Ренессанса и Реформации, усилились западные культурные тенденции, которые попадали сюда преимущественно через Польшу и Чехию.Не нарушая равновесия, оба течения сосуществовали здесь и даже позитивно взаимодействовали
Такое изменение ситуации, безусловно, было вызвано угрозой со стороны Великого княжества Московского, которое постепенно стало отвовевывать восточные земли ВКЛ и угрожать самому существованию столицы – Вильнюса. Поэтому тесный союз с Короной Польской выглядел гарантом успешного противостояния агрессии. Соответственно, добиваясь более тесных отношений с Польшей, ВКЛ втягивалось в круг польской традиции и культуры [там же].
Таким образом, в XIII – XIV вв. ВКЛ находилось под сильным воздействием восточного мира, византийских и древнерусских направлений в культурной и бытовой сферах. Более отсталый в культурном плане балтский элемент активно 4ассимилировался с восточнославянскими культурными традициями, которые стали основой государственности.
Но в ХV — первой половине ХVІ ст., особенно на волне Ренессанса и Реформации, усилились западные культурные тенденции, которые попадали сюда преимущественно через Польшу и Чехию.Не нарушая равновесия, оба течения сосуществовали здесь и даже позитивно взаимодействовали
Такое изменение ситуации, безусловно, было вызвано угрозой со стороны Великого княжества Московского, которое постепенно стало отвовевывать восточные земли ВКЛ и угрожать самому существованию столицы – Вильнюса. Поэтому тесный союз с Короной Польской выглядел гарантом успешного противостояния агрессии. Соответственно, добиваясь более тесных отношений с Польшей, ВКЛ втягивалось в круг польской традиции и культуры.
Польское влияние сначало затронуло королевский двор и приближеннуюб к нему шляхту, потом стали распространяться в среде крупных и средних магнатов, а после, за счет привилегированного статуса католиков в ВКЛ и в среде мелкой шляхты. Учитывая развитость польской культуры и ее связь с европейскими культурными традициями, гуманизмом и Реформацией, полонизация активно охватывала различные слои населения, и через некоторое время приобрела насильственный характер.
список использованной литературы
1. Ермалович Н. Белорусское государство ВкЛ – Мн.: Беллитфонд, 2000 .
2. Игнатовский В. М. Короткий очерк истории Беларуси – Мн: Беларусь, 1992.
3. История Беларуси в 2-х частях. Ч. 1 под редакцией Я.К. Новика, - Мн: Университетское, 2000.
4. Гісторыя Бларусі: падруч.: у 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоў - па люты 1917 / Новік Я.К., Марцуль Г.С. Качалаў І.Л..-Мн.: Выш. Шк., 2003
5. Нарысы гісторыі Беларусі: у 2 ч. / Касцюк М.П., Ісаенка І.Ф., Штыхаў Г.В, і інш.- Мн.:Беларусь, 1994