Смекни!
smekni.com

Осиос Лукас (стр. 2 из 2)

3. Мозаики кафоликона

Вид алтарной части

Мозаики кафоликона созданы в начале XI века[10] (существуют альтернативные версии, датирующие мозаики XII веком[11]). Над созданием мозаик работало два мастера: первый украсил наос и апсиду, второй — нартекс. Работы этих мастеров отличаются: «стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдаёт большую свежесть и непосредственность».[10]

Академик В. Н. Лазарев относит мозаики кафоликона к монашескому провинциальному искусству, но отмечает монументальные качества их ансамбля, красоту мозаичной палитры и интенсивность красок:

По его мнению, мозаики Осиос Лукас «лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связаны со старыми, чисто восточными традициями».[10] Австрийский искусствовед Отто Демус пишет:[12]

Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад–восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси.

Г. С. Колпакова отмечает, что мозаики Осиос Лукас, принадлежат к классической системе церковного декора, созданной в Константинополе в IX веке и широко использовавшейся на периферии империи. По её мнению, тенденции ансамбля мозаик Осиос Лукас были использованы при создании убранства Софии Киевской.[13]

3.1. Мозаики нартекса

Крестовой свод центрального компартимента наоса украшен изображением Богородицы Оранты в окружении Иоанна Крестителя и архангелов Гавриила и Михаила. В парусах свода изображены целители Косьма и Дамиан и Кир и Иоанн. Над входом из нартекса в наос (основное пространство храма) помещено изображение Христа Пантократора в золотом хитоне и ярко синем гиматии. На противоположенной стене помещены фигуры пяти греческих мучеников: Анемподиста, Пегасия, Акиндина, Афтония и Элпидофора.

Слева от фигуры Пантократора на восточной стене нартекса помещена сцена Распятия Христа, а напротив её изображение святых мучениц Ирины, Екатерины, Варвары, Евфимии, Марины и Юлианы. Тимпан южного компартимента слева от Пантократора украшает мозаика «Сошествие во ад». Иисус в развевающемся белом гиматии попирает сломанные врата и замки́ ада, в правой руке он держит Крест, а левой возводит из гроба Адама (старец в белых одеждах) и Еву (фигура молодой женщины в розовом плаще). С другой стороны от Иисуса изображены Соломон и Давид в царских одеждах.

В люнете южного окна нартекса помещена мозаика «Уверение апостола Фомы». На северным окном изображено «Омовение ног»: апостолы одеты в белые гиматии, в центре композиции Иисус в синем гиматии омывает ноги апостола Петра. Лицо апостола показывает душевное смятение от происходящего. Справа от этой мозаики изображены равноапостольные Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста Господня.

Сошествие во ад

Христос Пантократор

Омовение ног

В отношении техники исполнения мозаик нартекса Отто Демус отмечает:[12]

Стиль мозаик нартекса Осиос Лукас более гибкий и камерный, что соответствует небольшим размерам этого помещения. Ведущий художник создававшей эти мозаики мастерской был более рафинирован. Вероятно, он происходил из самого Константинополя.

3.2. Мозаики наоса

Образы Богородицы в рукавах трансепта

Центральный купол

Апсида центрального алтаря украшена изображением Богородицы на престоле с младенцем Христом на руках. Тёмно-синие мафорий и одежды Марии выделяются на золотом мозаичном фоне, полностью покрывающем апсиду. Капеллы, расположенные в рукавах трансепта, имеют одинаковое оформление — Христос в окружении двух поклоняющихся ему ангелов, образ Богородицы Одигитрии в восточном люнете, фигура местночтимого святого в западном люнете и три медальона с ликами святых на северной и южной арках капеллы. Лик Богородицы обращён в центр храма и для того, чтобы она параллельно смотрела и на Богомладенца, в северном рукаве трансепта она держит Иисуса на левой руке, а в южном — на правой.

Центральный купол был мозаикой с изображением Христа Пантократора в окружении четырёх ангелов, Богородицы и Иоанна Предтечи. Мозаика была разрушена землетрясением 1593 года и её заменили фреской, имитирующей мозаику.[1] Образ Христа Пантократора монументален — высота Евангелия в его руке составляет 1,1 м. Между окнами в барабане купола находились изображения шестнадцати ветхозаветных пророков, но уже к XIX веку мозаики обветшали и их заменили фресковой живописью.[10]

Купол апсиды украшен сценой сошествия Святого Духа, исходящего от этимасии, помещённой в центр композиции. Над окнами апсиды — деисус, заключённый в медальоны. Триумфальную арку перед алтарной частью украшают изображения архангелов Михаила и Гавриила. В тромпах помещены четыре евангельских сцены: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение. В полунишах — образы четырёх Отцов Церкви: Василия Великого, святителя Николая, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Диаконник украшают мозаики на ветхозаветные темы — Даниил во рву со львами и три отрока в пещи огненной.

В остальном пространстве храма помещены многочисленные изображения святых (около 150 фигур). В основном это преподобные и святые воины, то есть рать земная и небесная.[1] Такой выбор обусловлен тем, что храм является монастырским, а в период его строительства Византия вела многочисленные войны. О провинциальном статусе обители свидетельствуют многочисленные изображения местночитым святых. Они (особенно изображения святых, связанных с основанием обители — Лука Стириот (патрональный святой храма), Лука Гурникиот, Никон Метаноит и другие) занимают места, на которых традиционно в других храмах помещались образы Отцов Церкви.[12] В отношении характера изображений святых Отто Демус замечает, что мозаичисты

почти не пытались разнообразить колорит и оживить фигуры с помощью широкого спектра поз и жестов, и поэтому более или менее одинаковые изображения производят довольно унылое и однообразное впечатление.

4. Включение в число объектов Всемирного наследия

13 октября 1989 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были номинированы три монастыря — Осиос Лукас, Неа Мони и Дафни. В апреле 1990 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием о возможности их включения в реестр.[14] Советом были определены следующие критерии для включения данных объектов в число памятников ЮНЕСКО:

· «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» (византийские мозаики Македонской династии);

· «Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории» (Осиос Лукас является крупнейшим из архитектурных памятников средневизантийского периода).

На 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Канаде 7-12 декабря 1990 года, указанные монастыри были включены в Список объектов Всемрного наследия под номером 537.[15]

Список литературы:

1. Надеждин А. Жемчужина Беотии: монастырь Осиас Лукас

2. Хрипкова Е. А. Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции

3. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 70

4. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 81

5. Византийская архитектура VI—XII вв. // Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

6. Chatzidakis M. Byzantine art in Greece, Mosaics — Wall Paintings. Athens, 1997. P. 9

7. Византийское искусство IX — середины XI века // Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая

8. Д. Тальбот Райс. Искусство Византии. М., 2002. С. 82

9. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 111

10. Лазарев В. Н. Мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде

11. Шмит Ф. И. Мозаики монастыря преподобного Луки // Сборник статей в честь проф. В. П. Бузескула. Харьков 1914. С. 318—334

12. Отто Демус. Мозаики византийских храмов

13. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 87. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3

14. Advisory Body Evaluation (англ.)

15. Report of the World Heritage Committee (Fourteenth Session) (англ.)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Осиос_Лукас