Смекни!
smekni.com

Соловецкое восстание 1667-1676 годов (стр. 4 из 4)

7. Соловецкое восстание

На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Он притворно выразил согласие с постановлениями собором и получил разрешение вернуться в обитель, но по возвращению скинул греческий клобук, опять надел русский и стал во главе монастырской братии. Царю была отправлена знаменитая «Соловецкая челобитная», излагавшая кредо старой веры. В другой челобитной монахи бросили прямой вызов светской власти: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие». С. М. Соловьев писал: «Монахи вызывали мирскую власть на тяжелую борьбу, выставляя себя беззащитными жертвами, без сопротивления подклоняющими головы под меч царский. Но когда в 1668 году под стенами монастыря явился стряпчий Игнатий Волохов с сотнею стрельцов, то вместо покорного подклонения голов под меч встречен был выстрелами. Такому ничтожному отряду, какой был у Волохова, нельзя было одолеть осажденных, у которых были крепкие стены, множество запасов, 90 пушек [15].

«Соловецкое сидение» затянулась на восемь лет с 1668 по 1676 гг. В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина [14]. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: «Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните! «Но в осажденном монастыре начались разногласия между умеренными и сторонниками решительных действий. Большинство монахов надеялось на примирение с царской властью,

Меньшинство во главе с Никандром и миряне – «бельцы» во главе с сотниками Ворониным и Самко требовали «за великого государя богомолие отставить», а про самого царя говорили такие слова, что «не только написать, но и помыслить страшно». В монастыре перестали исповедоваться, причащаться, отказались признавать священников. Эти разногласия предопределили падение Соловецкого монастыря. Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, но перебежчик монах Феоктист указал им отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 г., в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь [4].

В самой обители произошел жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру.

Соловецкий монастырь пришел в полный упадок. Храмы и постройки разрушились, соляные промыслы запустели, припасы и скот были истреблены, касса совершенно пуста. Игумен и «соборные старцы» (келарь и казначей) были назначены из других монастырей. Через бирюча был объявлен царский указ о возобновлении пропуска богомольцев на Соловки; стрелецкая команда, однако еще долго стояла в монастыре, на всякий случай.

Защитники обители погибли в неравном бою. Одних зачинщиков восстания казнили, других отправили в ссылку. Посещение обители Петром I (1694, 1702 г.г.) стало свидетельством прощения опального монастыря [15].

Такими перед нами предстали события тех далеких времен, такими их видят сегодняшние историки и историографы, но, конечно, остается еще много загадок и белых пятен, и поэтому не иссякает интерес ни к патриарху Никону, ни к его реформам.

8. Василий Ключевский: восстание в Соловках -

часть всеобщей смуты в России

«Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты в Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670 – 1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер, когда с ним слилось им же возбужденное движение простонародья против высших классов; в 1668 - 1676 гг. возмущение Соловецкого монастыря против новоисправленных церковных книг. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением...» [3]

Заключение

К середине XVII столетия хозяйство Соловецкого монастыря достигло расцвета, растет его политическое и нравственное влияние не только на Севере, но и во всем государстве. В благодарность за новые земельные пожалования и льготы монастырь ссужает государство значительными денежными средствами. И тем неожиданней и сильней поразила русское общество разгоревшаяся на Соловках церковная «смута», вылившаяся в знаменитое «Соловецкое сидение» или, иначе, «Соловецкое восстание» – восьмилетнюю оборону (1668-1676 гг.) монастыря от царских войск.

Упорство в вере и мученичество, с каким «соловецкие сидельцы» приняли смерть, создали вокруг них ореол славы. Многочисленные списки «Истории об отцах и страдальцах соловецких», написанной со слов очевидцев писателем-старообрядцем Семеном Денисовым, расходились по всей России и пользовались большой популярностью среди народа.

В данной работе нами рассмотрены сущность церковного раскола и подробно изучена история Соловецкого восстания даже сейчас, в век компьютерных технологий, русские верующие люди делятся на староверцев, поддерживающих старую дореформенную веру, и нововерцев, принявших новую веру патриарха Никона. Староверцы придерживаются также и церковных обычаев, существовавших до конца XVII века. И хотя староверцев сейчас редко встретишь, они все-таки есть и до сих пор считают старую веру единственно верной и правильной. И кто знает, сколько еще лет или веков будут существовать староверцы. Быть может они исчезнуть, а может, будут существовать, и придерживаться старой веры еще несколько веков.

Список использованной литературы

1.Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 г.): хрестоматия / под общ. ред. А.А. Куратова. – Архангельск, 2004. – 439 с.

2.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

3.История России с древности до наших дней. / Под редакцией М. Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543с.

4.История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. (Репринтное издание). – 2-е изд., дополн. / Коммент. Г.М. Зеленской. Послесл. А.В. Лаушкина и В.П. Столярова: Несколько слов об истории этой книги и о соловецкой истории XX в. – М.: Товарищество северного мореходства, 2004. – 342 с.,

5. Каргалов В. В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю. С. Савельев, В. А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500с.

6.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. / С. Ф. Платонов. - М.: Высшая школа, 1993. – 210с.

7.Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А. С. Орлова, А. Ю. Полунова и Ю. А. Щетинова. – М.: Простор, 1994. – 389с.

8.Сахаров А. Н. «История России с древнейших времен до конца 17 века» / А. Н. Сахаров, В.И. Буганов, М.: Просвещение, 1995. – 378с.

9.Скрынников Р. Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII веках. / Р. Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430с.

10.Соловки: монастырь на островах. – М.: Изд-во «Эксмо», Изд-во Алгоритм, 2004. – 448 с.,

11.Соколова В. И. Наше наследие: Храмы, монастыри и иконопись России / В.И.

12.Сыров С. Н. Страницы истории. / С. Н. Сыров. - М.: Русский язык, 1986. – 280с.

13.Учебник История России: Конец XVI – XVIII век: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Посвещение, 2005. – 240 с.

14.Чистякова Е. В. «Степан Разин и его соратники» / Е. В.Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, - 380с.

15.Чумичева. О «Соловецкое восстание 1667-1676 гг.» Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательский центр ОИГГМ, 1998. 196 с.