Смекни!
smekni.com

Государственно-политические идеи в России конца XV начала XVI веков. (стр. 4 из 4)


1 Зимин А.А. Указ. соч. С. 348

2 История государства Российского: Хрестоматия.Т.2. С.359.

В обоих этих случаях разрушаются города и царства. Но если личность дополняется правдою, а правда смягчается личностью, то царства сохраняются на многие века.

Однако политические идеи Фёдора Карпова намного опередили своё время. К тому же откровенно теократические теории, связь церкви с государством, не давали права на какое-либо существование иных теорий.

Идея богоизбранности Московского государства освящалась церковью, стремящейся извлечь свои взгляды из этого. По мнению Р.Г. Скрынникова, помимо идеологического обоснования самодержавных начал Москвы, теория "Москва - третий Рим" несла и отрицательный потенциал. Эта теория в определённой степени утвердила идею исключительности Москвы, что способствовало изоляции России в то время, как она остро нуждалась в развитии культурных и прочих связей со странами Западной Европы.1 Таким образом, Россия любой ценой стремилась повысить свой международный авторитет, заявить о себе, как о сильном и могущественном государстве, сумевшем вернуть себе суверенитет.


1 Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994. С. 86.

Заключение.

Люди средневековья представляли себе мировую политическую систему в виде империи со строгой иерархией. Королевства и княжества, составлявшие эту иерархию, занимали разные её ступени. Принадлежность к единой христианской империи определяла харизматический характер власти монархов, нередко подкреплявшейся ссылкой на некое символическое родство с императорской фамилией. После объединения русских земель вокруг Москвы и обретения суверенитета российским государством следовало доказать как подвластным территориям, присоединённым не так давно, так и внешним соседям, что Московское государство обладает полным правом считаться мощным и сильным государством. Ссылками на "старину" и выявлением "корней" власти московских государей обосновывался авторитет Москвы. В довольно короткий срок были сформулированы основополагающие идеи о богоизбранности и независимости российского государства. Нам они известны под названиями "Москва - третий Рим" - создатель монах Псковского Елизарова монастыря Филофей, и "Сказания о князьях владимирских" - автор митрополит Спиридон-Савва. Наряду с внешними атрибутами власти воплощённых в убранстве Москве и пышности церемониала, появляется государственная идеология. Значительная роль церкви в выработке государственно-политических идей в значительной степени также обусловила теократический характер этих теорий. Зарождающаяся идея правового государства в то время не нашла отклика среди власти. На первом месте сначала стояли задачи объединения Руси, а затем утверждения её на внешнеполитической арене. Отстояв свою независимость, Московское государство стремилось создать свою идеологию, основа которой была заложена в конце XV - начале XVI вв.

Список используемой литературы.

1. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М.,1972.

2. Исаев И.А. История государства и права России. М.,2000.

3. Исмаилова С.Т. История России и её ближайших соседей. М.,1996. Т.5.

4. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV - XVI вв. / Сост. Г.Е. Миронов. М.,1998. Т.2.

5. Рыбаков Б.А. История СССР. М.,1983.

6. Семёнов В.Ф. История средних веков. М.,1970.

7. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции (XV - XVI вв.). М.,1998.

8. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб.,1994.