Смекни!
smekni.com

История Фиджи (стр. 1 из 4)



План
Введение
1 Заселение островов
2 Европейское исследование островов
3 Доколониальная история
3.1 Политическая ситуация и распространение христианства
3.2 Европейские колонисты
3.3 Проблема «американского долга» и идея британского покровительства
3.4 Британская цессия островов Фиджи

4 Колониальный период
5 Период независимости
Список литературы

Введение

1. Заселение островов

Согласно фиджийской мифологии, островитяне произошли от общих богов-прародителей — Лутунасомбасомба и Нденгеи, которые приплыли на острова Фиджи в каноэ под названием «Каунитони»[1]. Самые же ранние археологические свидетельства пребывания человека на островах Фиджи датируются примерно 1300 годом до н.э. Это различные керамические изделия культуры лапита, которые были найдены на острове Ятуна и недалеко от поселения Натунуку в северо-восточной части Вити-Леву[2][3]. Определённые сходства между гончарными изделиями периода Сингатока (1290—1100 гг. до н.э.) и предметами культуры лапита привели к возникновению теории, согласно которой острова Фиджи (как и острова Тонга и Самоа) стали промежуточном пунктом при заселении полинезийских островов, расположенных к западу[4][5]. Более поздние керамические традиции, например, Навату (100 год до н.э.—1100 год нашей эры), Вунда (1100—1600 гг.) и Ра (1600—н.в.), свидетельствуют о том, что Фиджи, вероятно, также заселяли и выходцы с меланезийских островов Новой Каледонии и Вануату[2].

Таким образом, культура и островитяне архипелага подверглись влиянию как полинезийской, так и меланезийской культур. Поэтому по антропологическому типу и культуре фиджийцы занимают промежуточное место между меланезийцами и полинезийцами.

2. Европейское исследование островов

Первым европейцем, открывшим для мира острова Фиджи, стал голландский путешественник Абел Тасман, который проплыл мимо них в 1643 году[6]. Занимаясь поисками морского пути из Индийского океана в Чили, Тасман 5 февраля 1643 года открыл остров Нггеле-Леву, расположенный в северо-восточной части Фиджи. Однако плохая погода и мелководье помешали путешественнику высадиться на нём[2]. Проплыв недалеко от рифа Нануку, Тасман открыл остров Тавеуни, а затем преодолел расстояние между островами Рингголд и восточной частью острова Вануа-Леву. Впоследствии путешественник назвал эти острова «островами Принца Уильяма» (нидерл. Prins Willems Eylanden)[7][8].

В 1774 году мимо островов Лау, являющихся частью Фиджи, проплыл британский мореплаватель Джеймс Кук, который открыл остров Ватоа, расположенный в крайней юго-восточной части островной группы. Туземцы, увидев вдалеке лодки чужеземцев, испугались и спрятались в глубине острова. Поэтому Джеймс Кук ограничился тем, что оставил на берегу несколько железных изделий, в том числе нож, медали и гвозди. После этого путешественник покинул Ватоа и больше никогда не возвращался на острова Фиджи[7]. Как известно, незадолго до этих событий Джеймс Кук узнал о существовании архипелага у фиджийцев, которых он встретил на островах Тонга. Вероятно, путешественник является первым европейцем, который назвал архипелаг «островами Фиджи» (искажённое тонганское произношение фиджийского названия «Вити»)[9].

В 1789 году мимо островов в небольшом баркасе проплыл британский мореплаватель Уильям Блай, который незадолго до этого был вынужден покинуть свой корабль «Баунти» после вспыхнувшего на нём мятежа. Хотя было очевидно, что на здешних островах в изобилии присутствовала пресная вода и пища, Блай отказался высаживаться на них, помня о стычке с островитянами на Тофуа, в результате которой погиб один из моряков. Не имея огнестрельного оружия, мореплаватель решил продолжить плавание без какой-либо высадки на островах. Однако Блай стал первооткрывателем многих островов Фиджи, составив их подробную карту с указанием координат. Так, 4 мая 1789 года он открыл острова Янгасу-Леву и Моте, а затем нанёс на карту ещё 23 острова[9]. Проплыв впоследствии через пролив, разъединяющий острова Вити-Леву и Вануа-Леву, Блай открыл также острова Ясава. В результате на протяжении длительного времени острова Фиджи носили его имя и назывались «островами Блая»[10]. Повторно мореплаватель проплыл через архипелаг Фиджи, открыв острова Онеата, Лакемба, Ятата и Кандаву, в 1792 году[9].

Первый подтверждённый контакт местных аборигенов с европейцами состоялся в августе 1791 года, когда остров Матуку посетил капитан шхуны «Резольюшен» Оливер. Путешественник, который незадолго до этого расстался с судном Эдварда Эдвардса, занимался поисками мятежного корабля «Баунти» и провёл на острове вместе со своей командой пять недель. Тем временем, Эдвардс открыл остров Ротума, прежде чем вновь встретиться с Оливером в Индонезии[9][11].

В 1827 и 1838 годах архипелаг был исследован французским мореплавателем Жюль-Сезаром Дюмон-Дюрвилем, а в 1840 году — американской экспедицией во главе с Чарльзом Уилксом. В ходе пребывания последнего на острове Малоло два члена экипажа, в том числе племянник Уилкса, были убиты местным населением. В качестве возмездия американский путешественник отдал приказ атаковать деревню Солеву. В результате было убито 74 островитянина, а деревни Яро и Солеву были уничтожены огнём.[12]

3. Доколониальная история

3.1. Политическая ситуация и распространение христианства

Первая половина XIX века была омрачена многочисленными конфликтами между местными вождями, контролировавшими отдельные острова архипелага. Королевство Мбау стремилось подчинить себе все острова, омываемые морем Коро; королевство Рева сохраняло свой контроль над восточной частью Вити-Леву; северные государства Мбуа и Матаута стремились сохранить свою независимость. Наибольшей воинственностью отличалось королевство Мбау. Посредством династических браков и военной силы рату Мбануве и его сыну рату Науливоу удалось подчинить контролю Мбау острова Ломаивити, северные острова Лау, а также северную и восточную часть острова Вити-Леву. Острова же Вива и центральная и южная часть архипелага Лау были вынуждены платить вождям Мбау дань. Уже при племяннике рату Науливоу, рату Такомбау, королевство Мбау и его правители были самыми могущественными на островах Фиджи, а представители правящей династии провозгласили себя даже туи-вити (фидж. Tui Viti), то есть королями Фиджи[13].

На фоне политических междоусобиц на архипелаге частыми посетителями стали европейцы торговцы, которые в первую очередь интересовались сандаловым деревом, а также христианские миссионеры. В 1830 году на островах Фиджи высадились таитянские представители Лондонского миссионерского общества Хапе и Тафета. Не добившись официального приёма у вождя острова Лакемба, миссионерам удалось найти новых последователей на острове Онеата. В 1835 году по просьбе некоторых фиджийских вождей на Лакембе высадились представители уэслийских методистов с островов Тонга — Дэвид Каргилл и Уильям Кросс[13].

Длительное время местные жители, прежде всего фиджийская знать, не стремилась к приобщению к новым религиозным идеям. Вожди, в первую очередь, не хотели отказываться от полигамии, войн, а также различных подношений, которые делали им островитяне. Островитяне же боялись навлечь на себя гнев местных правителей[13]. Наиболее успешной деятельность уэслийских миссионеров была в королевстве Рева, где в 1839 году был построен первый в Фиджи печатный станок. Однако из-за конфликта между Рева и Мбау они в дальнейшем были вынуждены покинуть свою миссию. Только к 1845 году большая часть восточнофиджийских вождей была христианизирована. Верховный же вождь островов Лау, туи-найау (фидж. Tui Nayau), принял христианство и вовсе в 1849 году[14].

Успешное распространение христианских идей, а вместе с ним и тонганского влияния на востоке Фиджи, вызывало серьёзное недовольство у западнофиджийского верховного вождя Мбау, Такомбау, в подчинении которого находился и верховный вождь островов Лау. Тем не менее Такомбау, продолжавший придерживаться традиционных верований, не осмелился начать войну против вождя Лау, который пользовался покровительством тонганцев. Вместо этого был развязан конфликт с верховным вождём Рева. Однако авторитет вождя Мбау на фоне поражений его армии постепенно падал, и, в конце концов, в его королевстве вспыхнул мятеж. В 1853 году осаждённого Такомбау посетил тонганский монарх, который посоветовал ему принять христианство в обмен на помощь со стороны Королевства Тонга. В апреле 1854 года он последовал этому совету. В скором времени воины Рева пошли на заключение мира с вождём Мбау, хотя внутренний мятеж продолжался до февраля 1855 года, когда тонганские воины помогли Такомбау одержать окончательную победу над мятежниками в битве при Камба[15].

После этой победы Такомбау восстановил свою власть над островами в западной части моря Коро. Тем не менее его авторитет на острове Вити-Леву оставался довольно шатким, а могущество тонганского вождя Энеле Маафу, который установил контроль над островами Лау, наоборот, росло (он, в том числе, пытался распространить своё влияние и на острова Вануа-Леву). На фоне всего этого Такомбау оказался в достаточно сложном положении. Кроме того, он столкнулся и с другими проблемами: ростом численности европейских поселенцев в регионе, а также так называемым «американским долгом»[15].

3.2. Европейские колонисты

Процесс колонизации островов Фиджи начался в XIX веке, когда на архипелаге частыми гостями стали европейские торговцы, которых интересовали сантал и морские огурцы, которые пользовались широким спросом у китайцев и которые впоследствии обменивались на высоко ценимый в Европе чай. Пик вырубки санталового дерева, обнаруженного на Фиджи, пришёлся на 1808—1810 года и был сравним с «золотой лихорадкой». Однако уже к 1816 году запасы этого дерева на архипелаге почти сошли на нет. В результате торговцы переориентировались на морских огурцов, жемчуг, кокосовое масло и китовые зубы, торговля которыми процветала на протяжении 1830-х годов[13]. Параллельно происходило налаживание контактов с островитянами, а также фиджийскими вождями, которые благодаря европейцам узнали, что такое огнестрельное оружие, порох и табак. В целом, отношения между чужеземцами и фиджийцами были относительно спокойными. Было даже несколько случаев, когда европейцы добивались уважения и авторитета со стороны местных правителей. Так, в апреле 1825 году на отдалённом острове Ватоа потерпело крушение китобойное судно «Оэно». Единственным выжившим оказался Уильям Кэри. В будущем он стал приёмным сыном короля Тока с острова Лакемба и принимал активное участие в различных конфликтах с другими враждебными вождями[16]. Пользуясь большим авторитетом, он был также назначен американским вице-консулом[17].