Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком (а вовсе не "ссылает в Тверь", как пишут даже серьезные ученые), где Симеон и умирает аж в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Так или иначе, Русь была целый год под номинальной властью чингизида. За это время экономика страны отнюдь не рванула вперед, небеса не излили елея на «благодатную землю», и вообще не произошло ничего такого, на что, может быть, в тайне своих мистических грез рассчитывал Иван. Этим, а также недовольством народа, и объясняется смещение с престола Бекбулатовича. После чего Иоанн, как свидетельствуют историки, впал в еще большую тоску: модель «новой империи, новой Орды» трещала по швам.
Как бы по инерции Иван продолжал жить в слободе, хотя и без своих опричников, как и без чингизидов. В 1578 году в Слободе открывается вторая на Руси, после московской, типография. На тот момент она была, впрочем, единственной: знаменитый Иван Федоров, заведший первым «друкарню» в Москве, не выдержал боярского и клерикального притеснения, и сбежал во Львов. Царь хотел его удержать, но даже царю это не удалось. Развлекаясь хоть чем-то от тоски, царь повторил опыт в Слободе.
19 ноября 1581 года царь убивает в Слободе своего сына, Ивана Ивановича. Что заставило Иоанна прикончить единственного сносного своего наследника, или же это была и в самом деле трагическая случайность, подстроенная, может быть, ненавидевшими царя боярами, мы толком не знаем. Факт, что как бы воспылав отвращением к Слободе, Иван тут же ее покидает, что одновременно означает признание царем полного краха собственных планов. Три года жизни, наполненные хворями, завершаются кончиной царя в 1584 году, как доказано, от отравления.[12]
Заключение
Считается официально, что опричнина просуществовала 7 лет с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина» было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми. Иван Грозный продолжил свою опричную политику, но уже под другим названием, и с несколько измененным руководящим составом, практически не поменяв её направления. Тем более тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств отмены опричнины приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1972 году, не существует.
Все это, в том числе и сама личность Ивана IV, бывшего, по-видимому, человеком, крайне неуравновешенным, создает для историков огромное пространство для размышления и выдвижения различных версий тех событий, Что делает тему опричной политики и её последствий актуальной и сегодня. Споры о значении опричнины и о ее влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения. Таким образом, царь Иоанн своим характером и деятельностью произвел на современников двойственное впечатление. Они никак не умели согласить смелых и обдуманных его начинаний в первую половину царствования с несообразными предприятиями и жестокостями времен опричнины. Существуют как крайне негативные оценки правления Грозного (Погодин), так и более нейтральные. Карамзин видел в характере царя непостижимую смесь добра и зла, прекрасных стремлений и гнусных поступков, превосходных качеств с отвратительным их употреблением. У Соловьева в объяснении характера и образа действий Иоанна на первом плане представлена борьба нового государственного порядка, установленного отцом и дедом царя, с удельными преданиями, хранителями которых были бояре. Соловьеву он представляется не столько тираном своих врагов, сколько жертвой борьбы с ними.
Опричный террор и его последствия представляю огромную историческую ценность, которая должна служить назиданием последующим поколениям. Чтобы в будущем знать, к чему могут привести столь радикальные методы, которые применил в свое время Иван Грозный.
Как известно, Сталин, продумывая свою политику, брал себе в пример именно Ивана Грозного. К каким последствиям привела политика Сталина, какие жертвы были принесены, мы все отлично знаем.
Как показывает практика, методы Ивана Грозного привели к похожим последствиям как сразу после смерти царя, так и в период сталинских репрессий. В XVI веке такая политика, направленная непосредственным острием против последних оплотов удельной раздробленности, опричнина в первую очередь отозвалась на русском крестьянине, которому пришлось на себе выносить и новый дорогостоящий военно-государственный аппарат, и тягость бесконечных войн, и неожиданные повороты суровых репрессий Ивана IV, и непомерные аппетиты новых господ из царского окружения. Так и в 30-е годы XX века сталинская политика по устранению врагов народа в конечном счете ударила со всей силой по простому народу.
Опричнина имеет огромную актуальность в наше время и потому, что в российском обществе из-за плохой жизни зреют радикальные идеи. Идея о том, что все проблемы в России от олигархов привлекает многих своей простотой. Но если провести аналогию между олигархами и боярами времени Ивана Грозного, можно предположить, к каким последствиям это может привести.
Список литературы:
1. Соловьев С.М. «Сочинения». Книга 3. Том 6. М., Мысль. 1989 г. – 524 с.
2. Ключевский В.О. «Русская История». Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., Мысль. 1993 г. – 671 с.
3. Кобрин В.Б. «Иван Грозный: Избранная рада или опричнина?/ История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. XX в.» сост: Козлов. М., Издательство политической литературы, 1991г. – 608 с.
4. Полосин И.И. «Социально-политическая история России XVI — начала XVII в.» Сб. статей. М., 1963 г. - 481 с.
5. Пoлосин И.И. «Что такое опричнина». М., 1963 г.
6. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории». Спб., Кристалл. 1997 г. – 321 с.
7. http://archeologia1.narod.ru/ale/ale.htm
[1] Соловьев С.М. «Сочинения». Книга 3, с. 409-414
[2] Ключевский В.О. «Русская История». Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1, с. 496-497
[3] Ключевский В.О. «Русская История». Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1., с. 504.
[4] Кобрин В.Б. «Иван Грозный: Избранная рада или опричнина?/ История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. XX в.» сост: Козлов. с. 134-137.
[5] Полосин И.И. «Социально-политическая история России XVI -начала XVII в.» с. 154-155.
[6] Полосин И.И. «Что такое опричнина» с. 149.
[7] Полосин И.И. «Что такое опричнина», с. 139-141
[8] Кобрин В.Б. «Иван Грозный: Избранная рада или опричнина?/ История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. XX в.» сост: Козлов.. с. 141-144.
[9] Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории». с. 232-233.
[10] http://archeologia1.narod.ru/ale/ale.htm
[11] http://archeologia1.narod.ru/ale/ale.htm
[12] http://archeologia1.narod.ru/ale/ale.htm