Это восстание Контрариантов, как их называли, в конце концов достигло успеха. Парламент вынудил Эдуарда II изгнать обоих Диспенсеров (отец Хью тоже был фаворитом короля), но ненадолго – вскоре они вернулись, и королевская армия выдвинулась против восставших в Валлийскую Марку. Де Богун вскоре бросил своё дело и убежал на север вместе с герцогом Ланкастером, оставив Роджера и его дядю без поддержки. Им не оставалось иного выхода, кроме сдаться в плен королю в Шрусбери в 1322 году. Позднее войска Томаса Плантагенета был разбиты в битве при Бороубридже, а сам он захвачен в плен и казнён.
Формально приговоренные к смерти, Роджер и его дядя были заключены в Тауэр пожизненно. Но они оба знали, что для Диспенсеров будет только делом времени убедить Эдуарда отменить помилование. И в августе 1324 года, когда решение о казни Роджера был уже неминуемым, он предпринял попытку побега. По всей видимости, ему помогал Адам Орлетон, так как дать яд охране он сам вряд ли смог бы. Бежав из Тауэра, Роджер отправился сперва в Дорчестер, оттуда на остров Уайт, а затем на корабле во Францию, преследуемый указами о его поимке живым или мёртвым – он был объявлен изменником, и за его голову назначена награда. Лорд Чирк же не нашёл в себе сил бежать и остался в Тауэре, где и умер в заточении.
Роджер прибыл ко двору короля Франции, и стал собирать сторонников для вторжения в Англию. Но французы не были в этом особо заинтересованы, и поэтому планы Роджера начали обретать реальность только с прибытием королевы Англии Изабеллы, сестры короля Франции, на переговоры по поводу мирного разрешения конфликта из-за Сен-Сардо. Изабелла была счастлива бежать со двора своего супруга, который предположительно имел гомосексуальные связи, а о супруге своей забыл и думать, несмотря на то, что она родила ему четырёх детей, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда III, а его фавориты, Диспенсеры, всячески притесняли Изабеллу и стремились посеять вражду между супругами. Родство с королём Франции Карлом IV стало основной причиной, почему Изабеллу направили на мирные переговоры – Эдуард надеялся на её влияние на брата. При французском дворе королева встретилась с Роджером Мортимером, и вскоре они стали любовниками. Из-за этого она отказалась возвращаться из Франции до тех пор, пока Диспенсеры будут сохранять силу как королевские фавориты С этого времени она одевалась как вдова, утверждая, что Диспенсер уничтожил её брак с Эдуардом[4]. В одном из посланий королю Изабелла пригрозила вторжением в страну её союзников для свержения фаворита[5].
30 мая был составлен мирный договор по поводу конфликта из-за Сен-Сардо на жёстких для англичан условиях, содержавший всё же пункт о необходимости принесения за Аженуа королём Англии вассальной присяги. Карл IV утвердил договор 31 мая, Эдуард II — 13 июня. После подписания договора Эдуард, узнав о любовной связи королевы и Мортимера, устроил скандал[6]. Он написал оскорбительные письма королю Франции с просьбой вернуть Изабеллу в Англию, который отвечал, что «Королева приехала по своей воле и может вернуться, когда ей угодно. Но если она предпочитает оставаться здесь, она моя сестра и я не могу выслать её»[5]. Летом она переселилась из Парижа в замок Шатонеф, а так как деньги из Англии перестали приходить, Карл оплачивал расходы сестры. Эдуард всячески откладывал поездку во Францию для принесения вассальной присяги, а когда дольше тянуть было невозможно, то уже находясь в Дувре, объявил, что болен, и вместо себя отправил делегацию, возглавляемую епископами Ричмонда и Стратфорда для подготовки к церемонии принесения присяги. В Париже Изабелла подала Стратфорду идею о передаче прав на все английские владения на континенте наследному принцу с тем, чтобы он прибыл для принесения вассальной присяги. Эдуард II согласился на эту комбинацию, что стало большой удачей для Изабеллы и Мортимера: её старший сын (будущий Эдуард III) освобождался от влияния Диспенсеров и попадал в руки своей матери[7]. В сентябре 1325 года принц Эдуард принёс присягу, но, вопреки желанию короля Англии, Изабелла осталась вместе с сыном в Париже. Её двор стал центром притяжения для всех недовольных политикой Эдуарда II – по сообщению Уолтера Степлдона, епископа Экcетера, приехавшего на континент по заданию Эдуарда, при французском дворе собирались враги английского короля, в том числе Эдмунд Кентский, прибывший во Францию, чтобы жениться на кузине Роджера Мортимера, и Жан Бретонский, граф Ричмонд. Попытки Степлдона вернуть королеву в Англию оставались напрасными, его письма – непрочитанными, а через некоторое время епископ спешно покинул Францию, так как опасался за свою жизнь[8].
1.4. Победа над Эдуардом
В декабре 1325 года на похороны Карла Валуа приехала его дочь Жанна, графиня Геннегау, с мужем - Вильгельмом д’Авеном. Французский король предложил женить наследного принца на дочери Вильгельма де Эно, а Роджер Мортимер уговорил того помочь в нападении на Англию[9]. 8 февраля Эдуард выпустил воззвание о всеобщем сборе войск, где впервые связал имена Изабеллы и Мортимера. В Париже Изабелла, Мортимер и Кент вели тайные переговоры с послом Роберта Брюса графом Морэ, в обмен на прекращение набегов на северные земли Англии предлагая признать Брюса королём[10]. Эдуард обратился с просьбой о возвращении Изабеллы в Англию к Римскому папе, и весной в Париж прибыли папские нунции. Вероятно, условием возвращения королева выдвинула требования удалить от двора Диспенсеров и возвратить ей конфискованные поместья[11]. Перспектива полюбовного соглашения не входила в планы Мортимера, который, по некоторым сведениям, обещал убить Изабеллу, если она вернётся в Англию[11], но условия Изабеллы не были приняты ни Эдуардом, ни Диспенсерами. Тем временем Изабелла и Мортимер ускорили подготовку ко вторжению и вступили в переписку с недовольными правлением Эдуарда в Англии – в первую очередь с Адамом Орлетоном. Однако их любовная связь стала широко известна, и Иоанн XXII направил Карлу IV эдикт с требованием не предоставлять более убежища любовникам. Не желая ссориться с церковью, Карл нехотя подчинился, но не выдал Эдуарду II, что Мортимер отправился в Эно, а Изабелла вместе с Кентом в Понтье [12].
В соответствии с ранее достигнутым соглашением о браке принца Эдуарда, Вильгельм де Эно предоставил Изабелле отряд рыцарей под командованием своего брата Жана де Бомона, а на приданое и деньги от Карла IV был нанят большой отряд брабантцев. Всё это войско под общим командованием Роджера Мортимера было погружено на предоставленные Вильгельмом де Эно 8 военных кораблей и 22 сентября 1326 года Изабелла и Мортимер с небольшим отрядом отплыли в Англию из Дордрехта.
Изабелла и Мортимер высадились в Англии 26 сентября 1326 года, и к ним присоединился Генри Ланкастер. Шествие их войска по Англии было триумфальным – Лондон взбунтовался против короля, и Эдуарду ничего не оставалось, как бежать на запад. После трёхнедельного блуждания по Уэльсу, 16 ноября король сдался в плен и был помещён в замок Кенилворт. Парламент был срочно созван и потребовал от Эдуарда отречься от престола, так как он нарушил свою клятву, данную при коронации - в 1308 году Эдуард поклялся «поддерживать законы и справедливые традиции народа королевства», при чём нововведением было слово «народ» [13], клятвой было не просто поддерживать существующий закон, но укреплять его во время правления[14]. При отречении Эдуарда Парламент провозгласил, что он «был некомпетентен, чтобы править, предпочитал свои занятия интересам королевства, нарушил клятву при коронации, особенно касательно равного правосудия для всех и тем нарушил благосостояние королевства». Формально Эдуард отрёкся от престола 20 января 1327 года, и через 4 дня Парламент подтвердил право принца Эдуарда, герцога Аквитании, на престолонаследие. 29 января 1327 года Эдуард III был коронован в Вестминстерском аббатстве.
1.5. Правление Мортимера
Несмотря на то, что принц Эдуард был коронован 25 января 1327 года, страной фактически управляли Мортимер и Изабелла, которые поспешили укрепить свою власть, приказав казнить Эдуарда II в сентябре в замке Беркли. Теперь богатство и власть достались Мортимеру. Он стал констеблем замка Уоллингфорд, в сентябре 1328 года стал графом Марч. И несмотря на то, что в военных действиях он разбирался куда лучше Диспенсеров, его амбиции принесли ему немало бед. Его сын Джеффри назвал его «королём глупости». Он жил как король несмотря на то, что «пользовался властью, которую получил не по праву, а через двуличность и насилие»[15]. За время своего короткого периода правления Англией он стал владельцем поместий Денби, Освестри и Клан, которые ранее принадлежали Эдварду Фитцалану, графу Арунделу. Он также получил во владение от королевы поместье Монтгомери в Валлийской Марке. В качестве сравнения напомним, что во времена правления Томаса Плантагенета (1314-1318 годы) несмотря на критику, он соблюдал принцип верховной власти Парламента.
Роджер Мортимер не был членом регентского совета, который возглавлял Генри, герцог Ланкастер, и не занимал ни одного важного государственного поста. Его власть базировалась на том, что он назначал своих сторонников на ключевые должности в администрации. Его ближайший друг Адам Орлетон стал Лордом-казначеем, а Джон Хотэм, епископ Эли, стал Лордом-канцлером. Среди его сторонников также наиболее выделялись Оливер Ингхэм и Саймон Берефорд. И, конечно же, главным рычагом воздействия Роджера была связь с Изабеллой и то влияние, которое она имела на юного короля.
Шотландский вопрос
Первой проблемой, с которой столкнулось новое правительство, была Шотландия. Несмотря на то что Эдуард I постоянно боролся за то, чтобы сделать Шотландию доминионом Англии, с его смертью движение за независимость под командованием Роберта Брюса достигло успеха после битвы при Баннокбэрне в 1314 году. И не так давно – в 1323 году – стало ясно, что война против Роберта Брюса проиграна. Герцог Пемброк и младший Диспенсер пробовали вести переговоры о мире, но неудачно, однако же, их труды завершились установлением 30-летнего перемирия. Но несмотря на то что шотландская война за независимость завершилась, Роберт Брюс по-прежнему настоятельно просил формального признания его статуса независимого от Англии правителя. И казалось, что Роджер и Изабелла достигли с ним соглашения об этом до их прибытья в Англию – Брюс воздерживается от нападений в то время, как они заняты свержением короля. Это было бы очень хорошо, но для многих, а особенно для Генри Ланкастера, идея мира с Шотландией была неприемлема, так как означала отказ от своих претензий на земли в Южной Шотландии.