Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и выемка их в почтово-телеграфных учреждениях производится только на основании судебного решения. Для получения такого решения следователь с согласия прокурора обращается в суд с ходатайством.
В ходатайстве следователя о производстве ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:
1) фамилия, имя, отчество лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, точный адрес этого лица;
2) основания для наложения ареста и выемки;
3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления.
В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.
Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производится следователем в учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в производстве осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается: кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы и отправлены адресату или задержаны.
Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о производстве ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но в любом случае не позднее окончания расследования.
Контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, допускается по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения (ст.186 УПК РФ).
При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или членов их семей, контроль и запись переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. В этом случае, следователь с согласия прокурора обращается за получением разрешения с ходатайством в суд.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи переговоров указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания, по которым должны производиться контроль и запись переговоров;
3) фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.
Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Если контроль и запись переговоров становятся не нужны, следователь выносит постановление об их прекращении, но в любом случае данное следственное действие прекращается не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи переговоров и краткие технические характеристики использованных средств.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
31 мая 2001 г. принят Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В нем закреплены принципы государственной судебно-экспертной деятельности и иные ее общие положения, обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения, регламентирован порядок производства экспертизы в таком учреждении. В статье 2 Закона изложена задача государственной судебно-экспертной деятельности, которая состоит в оказании содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
В Законе определяются объекты экспертных исследований. Ими могут быть вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится экспертиза лиц. В статье 10 Закона закреплено, что при проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме и повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.
При производстве экспертизы руководитель обязан: обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (приборную базу, материалы и средства информационного обеспечения), осуществлять контроль за полнотой и качеством проводимых исследований с соблюдением сроков производства судебных экспертиз. При этом он не вправе вмешиваться в ход и результаты экспертного исследования, давать эксперту указания, способные влиять на содержание выводов по конкретной экспертизе. Эта норма обеспечивает реализацию принципа независимости эксперта. В законе законодателем дано определение Государственного эксперта - это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Уголовно-процессуальное законодательство не содержит каких-либо ограничений для привлечения лица в качестве эксперта. В ч.2 ст. 195 УПК РФ говорится: "Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями".
В Законе "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" четко указаны требования, предъявляемые кандидату в Государственные эксперты: должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (ст.13 Закона).
В Законе отражены особенности деятельности государственного эксперта, которые имеют большое значение в реальном обеспечении принципов объективности статуса государственного эксперта (в отличие от частного эксперта).
Предусмотрено, что государственный эксперт не вправе (ст.16 Закона):
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя судебно-экспертного учреждения;
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
вступать в личные контакты с участниками процесса;
самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы.
К числу экспертиз, производимых в отношении живого лица, относятся экспертизы медицинского профиля (судебно-психиатрическая, судебно-наркологическая, судебно-медицинская и ряд иных), а также судебно-психологическая.
Закон регулирует вопросы добровольности и принудительности при производстве экспертизы, хотя определение круга лиц, которые могут направляться на экспертизу принудительно, относится к ведению процессуального законодательства. Если экспертиза производится в добровольном порядке, то необходимо письменное согласие лица подвергнуться ей; если лицо, не достигло 16 лет или оно признано судом недееспособными, письменное согласие дает его законный представитель (ст.28 Закона).