Смекни!
smekni.com

Смутное время на Мордовской земле (стр. 2 из 2)

убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось. Между тем страна оставалась без правительства. Боярская дума, ставшая во главе его по низложении Василия Шуйского, упразднилась сама собою, когда по-ляки захватили Кремль, где сели и некоторые из бояр со своим председателем князем Мстиславским. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части».

Идея всеобщего ополчения для объединения страны, тем не менее, продолжала завоевывать умы и сердца граждан России. Однако в большинстве регионов не хватало уже духовных и физических сил для воплощения её в жизнь. Невиданные беды выпали на долю основной массы населения — крестьян. «Царю государю и великому князю Димитрию Ивановичу, всея Руси, — говорилось в одной из че-лобитных, поданных Лжедмитрию II, — бьют челом и кланяются сироты твои государевы, бедные, ограбленные и погорелые крестьянишки. Погибли мы, разо-рены от твоих ратных воинских людей, коровы, лошади и всякая животина по-браны, а мы сами жжены и мучены, дворишки наши все выжжены, а что было хлебца ржаного и тот сгорел, а достальной хлеб твои загонные люди вымо-лотили и развезли, и мы, сироты твои, теперь скитаемся между дворов, пить и есть нечего, помираем с женишками голодной смертью, да на нас же просят твои сотые деПожалуй, единственным краем, способным выставить достаточно мощное войско, оставалось Сред-нее Поволжье. Не случайно по-этому центром организации но-вого ополчения сделался Нижний Новгород. Его руководителями стали глава избираемой горожана-ми местной власти ― нижегород-ский земский староста Кузьма Минин ― и представитель госу-дарственной военной элиты ― князь Дмитрий Пожарский, ко-мандовавший ранее одним из от-рядов в ополчении Прокопия Ля-пунова.

Призыв о помощи Москве нашёл широкий отклик и в массах мор-довского народа. Мордовские кре-стьяне и дворяне Нижегородского уезда, так же, как и русские, отда-ли на создание рати пятую часть своего имущества. Большое коли-чество продовольствия, снаряженьги и конский корм ...».

ния и денег поступило от мордвы других уездов. В короткое время из мордовских крестьян, казаков и мурз было сформировано несколько отрядов, присоединив-шихся к ополчению во Владимире. Как следует из сообщения, например, арза-масского воеводы : «Голова Алексей Иванович Пожаков с казаки, и с мурзы, и с татары и мордвою на земскую службу в Володимер пошол генваря в 12 день ...». В освобожденном от поляков Ярославле был создан Совет всея земли, в ко-торый вошли представители многих городов и народов России. Мордовский народ там представлял служивый человек Научай Суроватов.

В военном отношении Второе ополчение было намного слабее первого и насчи-тывало лишь около 20 000 воинов. Не было оно единым и в политическом отно-шении. То и дело в нём вспыхивали ссоры между различными дворянскими группировками. Поэтому чрезвычайно важно было обеспечить земскому войску крепкий тыл.

Судя по всему, большая часть восставших крестьян хорошо понимала это. Те из них, кто не включился в борьбу с поляками, выступили на защиту юго-восточных ок-раин страны против крымских и ногай-ских татар, усиливших свои набеги в сму-тное время. Сражаясь в пограничных от-рядах и, главным образом, в армии князя

Баюша, летом 1612 года ни смогли за-щитить тылы Второго ополчения, что дало тому возможность подступить к Мо-скве. «По боевым качествам, — пишет В. Ключевский, — оно не стояло выше пер-вого, хотя было хорошо снаряжено бла-годаря обильной денежной казне."
Военные действия этого ополчения завер-шились успехом — Москва была освобо-ждена, был избран новый царь Михаил, положивший начало династии Рома-новых.

Английский коммерсант и дипломат Джером Горсей оставил книгу о Московии XVI − начала XVII веков. В ней он даёт такую оценку причин поражения поляков и шведов во время интервенции в Россию : "Набеги и и вторжения крымских татар сильно беспокоили поляков. Но ещё опаснее были для них бунты и нашествия черемисов, ногайцев, мордвы, татар, черкесов и их князей и правителей, испытанных, смелых наездников. Эти инородцы долго находились под властью русских князей, которые обходились с ними лучше, нежели со всеми другими нациями; и теперь, лишённые привычного хорошего обращения и притесняемые поляками, они возненавидели их, что и послужило им и русским на пользу.

Они поднялись в огромном числе, вооружились, напали на поляков, подвергли их неминуемой опасности, грабили, расхищали их имущество и убивали. Поляки принуждены были обратиться в поспешное бегство вместе с захваченными сокровищами и добычей. Таким образом страна была освобождена".