По делам об убийствах могут проводиться и другие виды криминалистической экспертизы, решаться иные вопросы, помимо перечисленных выше.
При наличии сомнений в психической полноценности подозреваемого или обвиняемого назначается судебно-психиатрическая экспертиза.
В ряде случаев по делам рассматриваемой категории производится судебно-психологическая экспертиза. Одной из основных ее задач является установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность (находится ли в состоянии физиологического аффекта; в каком состоянии находился непосредственно перед преступлением; как его состояние влияло на способность понимать ситуацию, сознавать значение своих действий и контролировать их).
При сокрытии убийства путем инсценирования самоубийства может понадобиться проведение судебно-психологической экспертизы для установления, находилось ли лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству.
При расследовании убийства может быть проведена судебно-химическая экспертиза. К ее компетенции относится установление химической природы различных веществ, а также однородности или неоднородности сравниваемых объектов по химическому составу. При расследовании убийств, совершенных путем отравления, с помощью данной экспертизы устанавливается, является ли ядом вещество, обнаруженное на месте происшествия либо у лица, заподозренного в убийстве, и если да, то каковы его наименование, состав, назначение.[65]
Вопросы, выясняемые на допросе обвиняемых и подозреваемых, группируются вокруг личности потерпевшего, обстоятельств убийства и постпреступного поведения. В первой группе доминируют вопросы об отношениях допрашиваемого с потерпевшим, о том, какие отношения их связывали (нейтральные, интимные, неприязненные, конфликтные, враждебные).
Существенное значение порой может иметь выяснение, как обвиняемый проник в помещение, где находился потерпевший, во что оба были одеты и обуты.
Воссоздать картину убийства помогают показания обвиняемого о том, как он и потерпевший вели себя непосредственно перед убийством - о чем говорили, какие требования друг другу предъявляли, какие действия совершали до и во время преступления.[66]
Следует сделать акцент на выяснении того, с помощью какого орудия, вспомогательного технического средства, каким способом причинены телесные повреждения, в каком количестве и в какой последовательности. Допрос не будет полным без выяснения мотива и цели убийства, получения ответов на вопросы, какими вещами потерпевшего завладел допрашиваемый и куда их дел; что бросил или утерял на месте происшествия; куда, каким способом удалился с места преступления. Получению представления о характере убийства (предумышленное, ситуационное) и форме вины допрашиваемого может способствовать выяснение, когда, где и при каких обстоятельствах он приобрел орудие преступления.
Применительно к поведению обвиняемого после расследуемого события прежде всего выясняется, какие меры приняты им к сокрытию следов преступления.
У допрашиваемого также выясняется, бывал ли он когда-нибудь раньше на месте, где позднее было совершено преступление, если бывал, то когда, в связи с чем и с какой целью. При отрицании своей вины в содеянном большое внимание следует уделять таким вопросам: где находился подозреваемый во время расследуемого события; когда, каким способом, с какой целью туда прибыл; во что был одет, обут, какие вещи имел при себе; что и в чьем присутствии там делал; куда, когда, каким способом убыл оттуда; кто может подтвердить его ссылку на алиби.
При обнаружении у обвиняемого вещей потерпевшего и отрицании им факта неправомерного завладения ими на допросе необходимо выяснить, когда, где, у кого допрашиваемый приобрел соответствующие предметы; если купил, то за какую сумму; где взял нужные денежные средства; кто, в присутствии кого, каким способом доставил вещи в жилище обвиняемого; кому последний рассказывал о приобретении вещей.[67]
2.4 Криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия
При расследовании убийств с применением огнестрельного оружия могут быть выдвинуты общие версии об умышленном убийстве, о неосторожном причинении смерти, о самоубийстве или доведении до самоубийства, об убийстве, замаскированном под некриминальную смерть.
На первоначальном этапе расследования данной группы преступлений выдвигаются те же самые версии, что и при расследовании других видов убийств.
Как указывалось ранее, структура криминалистической характеристики состоит из: 1) способа совершения и сокрытия преступлений; 2) типичных обстоятельств совершения преступлений; 3) механизма совершения; 4) личностных особенностей преступника и потерпевшего.
Способом совершения рассматриваемого вида умышленных убийств является причинение смерти при помощи огнестрельного оружия. Специфика первоначальных следственных действий по таким делам выражается в следующем. Во–первых, для качественного осмотра места убийства существенное значение имеет умелое и своевременное использование следователем и специалистом современных средств криминалистической техники в целях обнаружения, закрепления и изъятия оружия, следов выстрела и других различных следов. Для этого в ходе осмотра применяются: металлоискатель, магнитный подъемник, геодезические приборы для определения полета пули и местонахождения стрелявшего. Так как запаховый след выстрела очень устойчивый, целесообразно к осмотру места происшествия привлечь кинолога со служебно–розыскной собакой.
Во–вторых, изучаются и фиксируются количество огнестрельных повреждений, их локализация на теле и одежде, других объектах; форма, размеры, наличие дополнительных следов выстрела и их характеристика. При осмотре места происшествия с целью обнаружения огнестрельных повреждений следует обращать внимание на пробоины, выбоины, отщепы, царапины и разрывы, имеющиеся на тех или иных предметах (стенах, потолке, мебели, полу и т.д.). Если это возможно, следует произвести изъятие предметов или их частей с признаками огнестрельных повреждений. Если их изъять не представляется возможным, то можно ограничиться фотосъемкой повреждений и подробным описанием в протоколе осмотра.
В–третьих, в случае обнаружения на месте происшествия огнестрельного оружия его месторасположение должно быть зафиксировано в протоколе и плане осмотра места происшествия по отношению к постоянным ориентирам и трупу с точностью до одного сантиметра. С оружия следует брать одорологические пробы запаха человека. Перед изъятием оружия в протоколе осмотра указывается направление оси ствола оружия по отношению к избранным ориентирам, какой стороной оно касается поверхности, на которой лежит, отмечается расстояние между ладонями рук трупа, если он имеется на месте происшествия (при подозрении на самоубийство). Свидетельствует о насильственной смерти, а не самоубийстве несоответствие между обнаруженным на мете происшествия огнестрельным оружием и характером смертельного повреждения. Следует убедиться, что из находящегося на месте происшествия оружия потерпевший не мог сам себе причинить повреждение, послужившее причиной его смерти.
Если оружие заряжено, его необходимо разрядить. В результате осмотра оружия в протоколе должно быть отражено: положение оружия на месте обнаружения; вид оружия, система, модель, образец, калибр, если есть – номер оружия и его составных частей; положение затвора, курка и магазина; количество патронов в магазине; наличие или отсутствие запаха пороховых газов из канала ствола и др.
Определенную трудность представляет отыскание на месте происшествия снарядов. Для их обнаружения следует обращать внимание на вещи и предметы, которые могли оказаться на пути полета пули (картечи, дроби и др.).
При осмотре места происшествия следует установить: а) действительно ли было применено огнестрельное оружие; б) какое оружие и какие боеприпасы применены; в) сколько выстрелов было произведено; г) какие объекты несут на себе следы выстрела; д) обычное или бесшумное оружие применено; е) направление и дистанцию выстрела; ж) местонахождение стрелявшего; з) при каких обстоятельствах произошел выстрел; и) факт убийства, самоубийства или выстрел без нажатия на спусковой крючок имел место.
Убийство из огнестрельного оружия, принадлежавшего потерпевшему или другому лицу, сопровождается иногда инсценировкой самоубийства или несчастного случая. При этом оружие убийца оставляет возле трупа. При осмотре места происшествия необходимо тщательно исследовать, измерить, сфотографировать и зафиксировать в протоколе относительное расположение трупа и оружия, повреждения на его одежде и теле, особенности оружия и следы на нем. Поскольку самоубийство из огнестрельного оружия возможно лишь при выстреле в упор или с близкого расстояния, в протоколе отмечается наличие признаков действия огнестрельного оружия и характер этих признаков.
Такие признаки можно обнаружить как вокруг раневого канала, так и на руках трупа.
Об умышленном убийстве могут свидетельствовать: дистанция, с которой был произведен выстрел; локализация повреждений на трупе; несовпадение места обнаружения трупа и места убийства и другие признаки. Как правило, признаки, свидетельствующие о насильственной смерти одни и те же для всех видов убийств (например, сокрытие трупа или следов преступления и т. п.).
Установив, что имела место насильственная смерть и для ее причинения было использовано огнестрельное оружие, следователь приступает к проверке двух оставшихся версий.
Основанием для построения этих версий могут быть данные осмотра места происшествия и трупа, результаты обыска, показания свидетелей, подозреваемого, заключения эксперта, сведения, полученные в результате оперативно – розыскных мероприятий.