Смекни!
smekni.com

Следственные действия по делам, связанным с убийством с применением огнестрельного оружия (стр. 17 из 19)

После осмотра оружия ствол закрывается бумажным колпачком, который крепится к стволу липкой лентой. Упаковывается оружие так, чтобы при транспортировке не повредить имеющиеся на нем следы.

Осмотр пули и других снарядов. Определенную трудность составляет отыскание на месте осмотра снарядов. При поиске пуль, дроби, картечи, пыжей ориентируются по следам их действия в виде вмятин, царапин, пробоин, слепых ранений. В последнем случае снаряд из трупа извлекает судебно-медицинский эксперт. В остальных случаях его поиск и извлечение осуществляется экспертом-криминалистом или следователем. Место внедрения каждой пули (картечи, дроби) рекомендуется очертить мелом на расстоянии 3 - 5 см от краев повреждения и сфотографировать пораженный участок объекта. Извлекая пули из стены или почвы, перед отделением слоя штукатурки (земли, кирпича) деревянным щупом необходимо определить направление и глубину пробоин.

После обнаружения пули (снаряда) она детально осматривается. При этом отмечают ее форму, наличие и цвет металла оболочки, длину и диаметр, следы крепления ее в гильзе, маркировочные обозначения или специальную окраску, следы полей нарезов, их количество, направление наклона, а также загрязнений (копоти, смазки, крови и др.), в том числе индивидуальные признаки, характерные для данного снаряда, наличие и характер деформации.

В отношении дроби и картечи указываются: форма, размеры, цвет, наличие и характер посторонних частиц, следов скольжения от режущего инструмента, которым они изготовлялись. Дробовой заряд, извлеченный из трупа, не промывают, а только просушивают и упаковывают между двумя слоями ваты.

При обнаружении пыжей в протоколе указывается место их обнаружения, а также сведения:

а) о материале пыжа, прокладки (пластмасса, войлок, древесно-волокнистая масса, бумага, картон и др.);

б) о форме и размерах;

в) о маркировочных обозначениях;

г) о следах выстрела (закопченность, отпечатки снаряда, зерен пороха).

Если обнаружены самодельные пыжи в виде комков бумаги, ткани, их надо брать в резиновых перчатках и разворачивать над листом бумаги для установления характерных особенностей. На бумаге могут находиться отпечатки рук, печатные или рукописные тексты, рисунки и т.п. У войлочных пыжей надлежит внимательно осмотреть боковую поверхность с целью обнаружения следов вычески, которые выглядят как продольные трассы (при их наличии организуются поиски соответствующего инструмента у проверяемых лиц).

Обнаружив огнестрельное повреждение, устанавливают и описывают в протоколе осмотра: его местоположение (расстояние до двух постоянных ориентиров), вид (вмятина, сквозное отверстие), форму, размеры, характер краев (ровные, с надрывами и т.д.), наличие дополнительных признаков выстрела, материал и толщину пробитой преграды, направление пулевого канала. Огнестрельные пулевые повреждения измеряются сначала вместе с разрывами, затем - само отверстие; поясок обтирания замеряют по внешнему диаметру. Круглые пулевые повреждения измеряются по диаметру, квадратные или прямоугольные - по длине сторон, овальные - по длине двух осей.

При изъятии предметов со следами близкого выстрела последние предохраняют листом чистой бумаги, прикрепляемым к предмету липкой лентой. Если это предмет одежды, то его нельзя складывать по зоне расположения следов. Стекла с огнестрельными повреждениями изымаются вместе с рамой, если она не очень громоздкая.

Определение направления выстрела и места, с которого он произведен. Направление выстрела и место нахождения стрелявшего наиболее точно можно определить путем исследования пробоин в следующих случаях:

1) когда на месте происшествия обнаружены пулевые отверстия в двух объектах, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, или одна сквозная глубокая пробоина;

2) когда в одном объекте имеется сквозное отверстие, а в другом - след от удара пулей;

3) когда есть пулевое отверстие или слепой канал, длина которого превышает два диаметра пули.

Чтобы определить направление выстрела и место нахождения стрелявшего, пригодны два основных метода:

а) визирование;

б) расчетный метод определения линии направления полета снаряда. Наиболее распространенным из них является визирование.

Через две сквозные или одну сквозную глубокую пробоину визировать можно без приспособлений или с помощью бумажной трубки. Последняя пропускается через две пробоины или одну глубокую, и ведется наблюдение вдоль ее воображаемой оси. При значительном расстоянии между пробоинами или если одно повреждение сквозное, а второе слепое, их соединяют натянутым шпагатом (прочной нитью), к которому подводят фотоштатив или твердую опору, после чего шпагат опускается, а через точку касания этой опоры с натянутым шпагатом и через пробоину производят визирование. Предметы, строения или участок местности, находящиеся в направлении линии визирования, ориентировочно покажут место, откуда мог быть произведен выстрел. Эти объекты следует тщательно осмотреть, так как там с наибольшей вероятностью можно обнаружить следы ног стрелявшего, стреляные гильзы и другие объекты.[72]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране продолжается криминализация наиболее важных сфер жизнедеятельности государства, сложности в деятельности государственного аппарата и иные подобные негативные проявления, вызывающие повышение уровня напряженности в обществе, в том числе в сферах политики, экономики, национальных отношений и создающие предпосылки для развития социально-аномальной среды. В результате чего, разрушаются привычные для России стереотипы поведения в жизни, общепринятые нормы морали и нравственности, что влечет рост проституции, противоправных поведений не только на почве пьянства, но и наркомании, криминализацию подрастающего поколения. Несомненно, что преодоление этих и иных негативных факторов возможно лишь на базе глубокого изучения процессов в криминальной и около криминальной сфере. В этой связи особую актуальность приобретает изучение науки криминалистики, и особенно – криминалистических методов раскрытия преступлений.

Криминалистические методики расследования должны быть краткими, доступными для применения, грамотно изложенными, содержащими четкую программу действий в конкретных следственных ситуациях. Основная масса ныне существующих методик расследования этим требованиям не удовлетворяют. Вместе с тем методических разработок в последние десятилетия создается немало. Например, только до 1998 г. было защищено 15 диссертаций по методике расследования убийств. Одни и те же вопросы в них постоянно дублируются. При этом большая их часть характеризуются сложностью поиска и выделения рекомендаций, неконкретностью и сложностью восприятия.

С другой стороны, по подавляющему большинству наиболее общественно опасных проявлений современной преступности, в отношениях новых, вновь криминализированных посягательств, методики ещё не разработаны, а многие существующие безнадежно устарели. Как быть следователю, столкнувшемуся с необходимостью расследовать нетипичное для него преступление? Чем криминалистическая наука может ему помочь?

Более того, до настоящего времени в криминалистической науке до конца не разработаны методологические подходы к их созданию. А ведь они должны разрабатываться на основе четкого представления о современном состоянии преступности, комплексном, высокоорганизованном, профессиональном и межгосударственном характере наиболее опасных её проявлений. Вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что насколько полно выявлены закономерности преступной деятельности, настолько можно рассчитывать на появление эффективных методик расследования. К сожалению, разработчики современных методик не всегда руководствуются этим правилом. Подходы к формированию методических рекомендаций чаще всего используются достаточно «традиционные».

В процессе настоящего исследования автор изучил ряд методик по раскрытию убийств, связанных с использованием оружия и без такового, с наличием и отсутствием трупа, совершенного с помощью взрыва. Все методики содержат достаточно полный перечень программ и алгоритмов, помогающих следователю в условиях дефицита времени освежить в памяти книжные рекомендации.

Однако, на взгляд автора, такие методики должны также учитывать необходимость выявления многочисленных эпизодов преступной деятельности, разнообразных совокупности преступлений, построения типичных следственных версий и путей их разрешения.

Также в методики должны включаться рекомендации по преодолению противодействия расследованию со стороны различных субъектов. В них должны учитываться участие адвокатов как сильных процессуальных противников, а не как неких «безгласных статистов», что часто подразумевали ныне устаревшие методики. Рекомендации призваны ориентировать следователя на прогнозирование типичных «версий защиты» и путей их проверки, в том числе, а точнее, прежде всего - на опережение.

В данной дипломной работе автором был изучен такой состав преступления, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, а также специфика расследования умышленных убийств. Наиболее типичными для данного вида преступлений, являются убийства, совершенные из ревности или мести, возникшей на почве личных отношений. К ним относятся часть убийств, совершенных в драке или ссоре по мотивам зависти или трусости.

Субъектом убийства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет. Подростки, достигшие 14-ти летнего возраста, несут ответственность за приготовление к убийству, покушение на его совершение и за соучастие в нем.

Субъективную сторону убийства составляют признаки, характеризующие психическое отношение виновного к своим действиям и наступившей смерти потерпевшего. Убийство относится к числу преступлений, которые могут быть совершены только умышленно.