Смекни!
smekni.com

Арабо-Израильский конфликт 2 (стр. 9 из 11)

Анализируя результаты начальных этапов переговоров между Израилем, арабскими странами и палестинцами, можно сказать, что хотя их участники понимают, что политическому урегулированию кризиса на Ближнем Востоке альтернативы не существует, всё же прочной гарантии стабилизации ситуации в этом регионе нет. Это происходит потому, что Израиль по-прежнему продолжает игнорировать известные резолюции Совета Безопасности по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. Израильское правительство демонстрирует нежелание идти на компромиссы и уступке арабской стороне в вопросе об освобождении оккупированных территорий. Тель-Авив, как и прежде, не признаёт за палестинским народом его неотъемлемых прав на создание собственного государства, продолжает политику репрессий против палестинцев на оккупированных территориях и их депортацию за пределы Палестины. Он также не отказывается от практики расселения на этих территориях еврейских иммигрантов, прибывших преимущественно из бывшего СССР, и вдобавок расширяет уже существующие поселения на оккупированных арабских землях. Более того, Израиль не останавливается и перед применением силы.

Так, атмосфера враждебности на Ближнем Востоке снова усилилась в декабре 1992 г. в связи с возмутившей мировое сообщество депортацией 400 палестинцев. По вине Израиля мирный процесс вновь зашёл в тупик и переговоры были прерваны. Кроме того, на протяжении всего первого периода переговоров он неоднократно вторгался в Южный Ливан. В частности, в июле 1993 г. Тель-Авив осуществил очередную крупномасштабную военную операцию на территории этого государства. В результате израильской агрессии ситуация в регионе значительно обострилась и переговорный процесс оказался на грани краха. Этот курс израильского правительства может не только затормозить переговорный процесс, но и вообще поставить по сомнение само его продолжение в условиях, когда растёт не только оппозиция переговорам с Израилем среди палестинцев, но и появляются активные их противники в ряде арабских и мусульманских стран в лице так называемых «радикальных сил», которые вообще выступают против самого принципа переговоров с Тель-Авивом.

Нет сомнения в том, что переговорный процесс потребует много времени, столкнётся с многочисленными трудностями разного характера: накопилось слишком много острых вопросов, взаимной вражды.

При всех условиях по-прежнему наиболее эффективным и надёжным методом решения арабо-израильского конфликта является реализация всеобъемлющей и сбалансированной концепции ООН по ближневосточному урегулированию. Напомним её основные следующие положения: уход Израиля с оккупированных 1967 г. арабских территорий, включая Иерусалим и земли Палестины; гарантирование мер обеспечения безопасности всех государств региона, включая государства, поименованные в резолюции 181 (II) от 29 ноября 1947 г., в пределах безопасных и международно признанных границ; решение проблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюцией 194 (III) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1948 г. и последующими резолюциями по данному вопросу, ликвидация израильских поселений на оккупированных территориях, гарантирование свободы доступа арабов к Святым местам.

И так, мы видим, что перспективы урегулирования палестино-израильского конфликты достаточно сложны. Во многом это объясняется историческими, национальными, региональными, экономическими, религиозными, территориальными противоречиями враждующих сторон. К тому же с самого своего существования арабо-израильского конфликта был зависим от «холодной войны», от противостояния СССР и США, что отразилось на последующем развитием этого конфликта. Так для успешного урегулирования ближневосточной проблемы следует принимать во внимание все эти особенности.

2.2. Создание Палестинской автономии

Событием большой важности для судеб ближневосточного региона и мира в целом стали итоги 11 раунда арабо-израильских переговоров: впервые за всю истории ООП была включена в переговорный процесс в результате прорыва в отношениях между ООП и Израилем. Обе стороны в результате тайных переговоров (проводившихся одновременно с официальными) в Осло (Норвегия) при посредничестве министра иностранных дел Норвегии гражданина Холста 10 сентября признали друг друга. В тот же день США возобновили диалог с ООП. 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне было подписано Соглашение о предоставлении автономии в секторе Газа и в городе Иерихон. Перед белым домом в Вашингтоне премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и Махмуд Аббас, занимавший тогда пост генерального секретаря Организации освобождения Палестины, в присутствии представителей коспонсоров Мадридской конференции – США и России – подписали совместный документ: «Декларацию принципов о временных мерах организации самоуправления». В ней излагались условия постепенного поэтапного введения на оккупированных Израилем территориях Западного берега и сектора Газа Палестинской национальной Автономии с последующей перспективой её превращения, после пятилетнего переходного периода, в независимое суверенное палестинское государство [27].

Впервые Организация освобождения Палестины и Израиль согласились в том, что, как это зафиксировано в документе, «пришло время положить конец десятилетиям конфронтации и конфликта, признать свои взаимные законодательные и политические права, стремиться жить в условиях мирного сосуществования, достоинства и безопасности и прийти к справедливому, всеобъемлющему и прочному мирному урегулированию, а также к историческому примирению в рамках согласованного политического процесса»[28].

Основные пункты декларации следующие: Соглашение вступит в силу через месяц после его подписания. Сразу после вывода израильских войск из сектора газа и Иерихона начнётся «переходный период», который продлиться не более пяти лет. На первом этапе палестинцы получат автономию в секторе Газа и в районе Иерихона. В Газе и Иерихоне палестинские власти будут решать только вопросы образования и культуры, здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения. Хотя соглашением предусматривается создание палестинской полиции, израильская армия по-прежнему будет охранять территорию палестинской автономии и израильские поселения в её пределах.

В течение девяти месяцев на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа должны пройти всеобщие выборы Палестинского совета; в них будет участвовать арабская часть жителей Иерусалима. Избранный Палестинский совет будет править территориями в течение переходного периода.

Далее в Декларации отмечается, что в течение двух месяцев после вступления соглашения в силу будет подписано соглашение о выводе израильских войск из Газы и Иерихона, который следует завершить в течение четырёх месяцев со дня подписания такого соглашения.

Ещё до инаугурации Палестинского совета израильские войска должны покинуть все населённые пункты Западного берега, и не позднее чем через два года начнутся переговоры о постоянном и окончательном статусе территорий.

Приложения являются составной частью Соглашения и имеют следующие названия: Протокол о форме выборов и их условия; Протокол о выводе израильских войск из сектора Газа и района Иерихона; Протокол палестино-израильском сотрудничестве в области регионального развития.

На следующий день после подписания палестино-израильского соглашения – 14 сентября – иорданская и израильская делегации на двусторонних переговорах в Вашингтоне подписали так называемую «Повестку для мирных переговоров между Иорданией и Израилем», что практически означает готовность обеих сторон подписать мирное соглашение [29].

Вместе с тем, что палестино-израильское соглашение несомненно знаменательное событие в международных отношениях, также нужно учесть, что подписанный в Вашингтоне документ вызвал далеко не однозначную реакцию в мире и на Ближнем Востоке.

Он был с одобрением встречен общественным мнением и официальными кругами большинства стран Запада, арабского мира и Ближнего Востока. Своё положительноё отношение выразили, в частности, члены Лиги арабских государств (кроме Ирака и Ливии). Резко выступил против соглашения исламский режим Ирана. Однако далеко не однозначной была реакция среди самих палестинцев и израильтян.

В палестинском обществе, включающем жителей Западного берега и сектора Газа, а также беженцев, живущих в лагерях Иордании, Ливане, Сирии, произошло дальнейшее размежевание политических сил. Сторонники курса палестинского руководства во главе с Я. Арафатом, приверженцы мирного урегулирования увидели в соглашении позитивный шаг к разблокированию взрывоопасной обстановки в регионе на основе международной законности, а в палестинской автономии в секторе Газа и в районе города Иерихона – возможный прообраз независимого палестинского государства. Представители же леворадикалистских группировок в ПДС (Палестинское движение сопротивления) расценили действия руководства ООП как очередную уступку Израилю, совершённую за спиной палестинского народа и ведущую к капитуляции. В конце 1993 г. лидеры леворадикалистских палестинских организаций объявили об образовании «фронта отказа» для противодействия проведению в жизнь палестино-израильских договорённостей об автономии. Они потребовали от руководителей арабских государств «предоставить им свободное поле деятельности для того, чтобы иметь возможность бороться с Израилем»[30].

Неоднозначную позицию заняло и исламское движение «Хамас». Если в секторе Газа, где влияние «Хамас» ощущается сильнее, чем в других районах оккупированных территорий, участники этого движения осудили подписание соглашения, то большая часть сторонников «Хамас» на Западном берегу заняла нейтральную позицию. Из других исламских организаций, стоящих вне движения «Хамас», наиболее активное противодействие курсу на примирение с Израилем и заключённому соглашению оказывает организация «Хезболлах». Экстремистские вылазки боевиков «Хезболлах» использовались израильским правительством в качестве одной из причин задержеки вывода израильских войск из сектора Газа и района города Иерихона