Курсовая работа
На тему: «Следы рук человека и их использование в дактилоскопических учетах»
План
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
§1. Становление и развитие метода криминалистической одорологии
§2 Предмет судебной одорологии, ее место в системе научных знаний
§3 Запах, механизм его восприятия. Запаховые следы, их разновидность и свойства
§4 Криминалистическое значение запаховых следов
Глава 2
§1 Выявление запаховых следов человека при проведении следственных действий
§2 Запахоносители, используемые в идентификации преступника
§3 Средства для сбора запаховых следов
§4 Техника работы с запахоносителями
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Криминогенная обстановка в нашей стране продолжает оставаться сложной. Негативные тенденции роста преступности, особенно ее насильственные формы, заставляют правоохранительные органы вести поиск эффективных средств, методов в предупреждении и раскрытии преступлений. Объединение усилий следственных и экспертно-криминалистических подразделений, уголовного розыска при расследовании тяжких преступлений против личности: убийств, умышленного причинения телесных повреждений, изнасилований, а также грабежей, разбойных нападений и вымогательств, соединенных с насилием, является неотложной задачей сегодняшнего дня.
Не менее важным в этой деятельности должно стать активное использование достижений отечественной науки, в частности судебной биологии и исследования запаховых следов человека, позволяющих идентифицировать личность преступника, получать розыскную и доказательственную информацию для решения вопросов о виновности.
Криминалистическое использование запаховых следов человека основывается на феномене индивидуальной и групповой специфичности запаха индивида, прослеживаемой на протяжении, по крайней мере, нескольких десятков лет его жизни. Запаховые следы человека достаточно устойчивы во внешней среде, способны удерживаться некоторое время на поверхности предметов, с которыми он находился в контакте. Пробы пахучих веществ с предполагаемых следов преступника на месте его пребывания могут быть собраны и использованы при идентификации.
Лабораторное исследование запаховых следов проводится по разработанной в ЭКЦ МВД России методике на основе классического в биологии метода альтернативного выбора (узнавания искомого запаха среди некоторого множества анализируемых и вспомогательных проб по заданному образцу). Методика основана на достижениях биологии, прогрессивных приемах, предложенных отечественными и зарубежными исследователями и имеет определенные особенности, заключающиеся как в специфичности самих объектов - запаховых следов (не только невидимых и практически не воспринимаемых иными органами чувств человека, но и не поддающихся изучению какими-либо инструментальными методами), так и в использовании необычных инструментов исследования - рефлексов специально подготовленных собак.
Разработанные приемы обнаружения, изъятия и исследования запаховых следов не требуют закрепления в новых нормативных актах, они полностью соответствуют нормам действующего законодательства. Принимая во внимание то, что методическая сторона проблемы достаточно отработана, все более очевидной становится необходимость дальнейших усилий в направлении организационного обеспечения и более широкого внедрения методики исследования запаховых следов, разработанной в Экспертно-криминалистическом центре МВД России.
Расширение практики использования запаховой информации с мест происшествий ускорит раскрытие и расследование преступлений. Научно-методическая отработанность лабораторной идентификации личности по запаху, поддержка ведущих криминалистов, биологов, прокуратуры, МВД и наличие социального заказа открывают реальные возможности реализации лабораторного методики исследования запаховых следов в практической деятельности правоохранительных органов. Результаты значительной части экспертных исследований запаховых следов использованы в уголовном судопроизводстве; от следователей поступают положительные отзывы. Опираясь на анализ судебной практики, Прокуратура и Следственный комитет Российской Федерации поддерживают применение результатов лабораторной идентификации по запаховым следам в следственной практике и судебном разбирательстве.
Однако использование запаховых следов в розыске и идентификации преступников остается еще по-настоящему не востребованной возможностью в работе правоохранительных органов. Даже при расследовании громких уголовных дел, вызывающих сильный резонанс в обществе, нередко к запаховым следам преступника относятся недостаточно внимательно. Запаховая информация с мест происшествий эффективно может использоваться даже тогда, когда преступники тщательно готовят преступление, стремятся уничтожить следы рук и другие явные улики. Это обусловлено тем, что запаховые следы имеют явное преимущество относительно традиционных (в криминалистическом понимании) следов, которое состоит в том, что преступнику трудно проконтролировать (уничтожить) следы, как бы он не пытался; он не может не оставить своих следов с индивидуализирующим его запахом на месте пребывания, поскольку не воспринимает запаховые следы ни зрением, ни обонянием. Запаховые следы с оставленных на месте события, например, огнестрельного оружия, орудий преступления, перчаток или шапок-масок могут стать решающим аргументом в установлении лиц, совершивших преступление. Так практика Государственного Учреждения «Экспертно-криминалистический центр МВД России» показывает, что даже если и предположить, что преступник пользовался оружием не защищенными руками, то вероятность сохранения его пальцев рук, пригодных для идентификации составляет порядка 3-5%. Судебно-медицинское (биологическое) исследование по потожировым следам позволяет выявить только групповые признаки и выступает лишь в качестве оперативного (вспомогательного) фактора для доказательства причастности проверяемого лица к тому или иному преступлению.
В ГУ ЭКЦ МВД РФ было произведено исследование причин невостребованности возможностей лабораторного исследования запаховых следов человека. Их анализ показал, что практические работники:
следователь, сотрудник уголовного розыска, специалист-криминалист, понаслышке знают о возможностях экспертного исследования запаховых следов человека; не имеют и соответствующих рекомендаций по работе с запаховыми следами при проведении следственных действий. Даже при желании использовать запаховую информацию при раскрытии и расследовании преступлений вышеизложенные причины ведут к неправильному обращению с запаховыми следами и как следствие, направляемые в соответствующее экспертное подразделение запаховые пробы, признаются непригодными для исследования, что в конечном итоге, как показывает практика, пресекает последующую инициативу по использованию запаховой информации. При опросах, проведенных в ряде подразделений ОВД Алтайского края. Иркутской, Нижегородской и Новосибирской областей, в числе причин подобного положения дел многие работники указывают на организационные трудности, в частности проблемы, связанные с пересылкой объектов для исследования в Москву. В большинстве случаев именно отсутствие исследовательских лабораторий в большинстве регионов России и сдерживает, по их мнению, применение запаховых следов в расследовании уголовных дел.
Учитывая эти причины, для более широкого внедрения экспертного исследования запаховых следов человека в практику раскрытия и расследования преступлений: эксперты ныне функционирующих отделений исследования запаховых следов человека проводят регулярные методические занятия со следственно-оперативным аппаратом; организуются соответствующие экспертные подразделения в ряде регионов России (в Барнауле, Калининграде, Самаре, Магадане, Свердловске, Владимире); специалистами отделения исследования запаховых следов человека отдела биологических экспертиз ГУ ЭКЦ МВД России разрабатываются рекомендации и памятки по работе с запаховыми следами человека при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Однако, несмотря на то, что о методе криминалистической одорологии впервые было заявлено в 1964 г., до сих пор в учебной литературе по данному вопросу испытывается явный недостаток, а имеющиеся в учебниках по криминалистике сведения в основном занимают объем не более 4 страниц и носят противоречивый характер поскольку относятся к периоду 1965-1980 гг. Лишь в последнем учебнике Р.С. Белкин в главе «криминалистическая техника» уделил особое внимание криминалистической одорологии, и то в дискуссионной форме. Анализ же специальных источников позволяет сделать такие, например, выводы, что нередко понятие исследования запаховых следов ошибочно отождествляется только с кинологической выборкой преступников из группы подозреваемых либо их личных вещей, или отысканием каких-либо предметов по заданному запаху с помощью служебно-розыскных собак. В этой связи ряд авторов - А.М. Ларин, Ю.В. Кореневский и т.д., отмечая важность использования запаховых следов человека в раскрытии и расследовании преступлений, все же относят работу по выявлению и сохранению подобных следов только к оперативно-розыскной деятельности, отрицая их доказательственную значимость.
Принимая во внимание актуальность нового эффективного способа в раскрытии и расследовании преступлений; учитывая возникающие вопросы по исследованию запаховых следов человека в следственной практике; недостаточное, а в отдельных случаях неправильное освещение в специальной литературе методики лабораторного исследования запаховых следов - целью настоящей работы является изложение сведений о современном состоянии и возможностях исследования запаховых следов человека на основе последних разработок специалистов ГУ ЭКЦ МВД России.