Фактически пятым миссионерским съездом закончилась история миссионерства в России. Съезд показал, что верхи православной церкви не только не думали отказываться от навязывания православия всем народам России, но стремились еще больше расширить миссионерскую деятельность.
Революционными вихрями Алтайская духовная миссия, казалось, была уничтожена. Когда нарушилось централизованное управление ею (1920 г.), некоторые миссионеры продолжали служить в своих храмах как обычные приходские священники, а другие разделили участь н7овомученников и исповедников российских во время начавшихся страшных гонений на Церковь. К концу 1930 – х годов в Горном Алтае были насильственно закрыты все храмы и часовни.
Но не зря до конца дней своих непрестанно молился за родную Алтайскую Миссию, за исповедников – миссионеров и новокрещенную паству алтайскую в Николо – Угрешском монастыре под Москвой святитель Макарий (Невский). Находясь за тысячи километров от Алтая, митрополит Макарий рукополагал для алтайской паствы священников, благословлял их труды. В эти годы гонений на Православную Церковь он принимал посланцев из Горного Алтая, давал приют насельникам и насельницам разоренных обителей и со слезами молился с ними, когда они при нем совершали службы на алтайском языке.
В годы гонений на Русскую Православную Церковь репрессиям подверглись и алтайская интеллигенция, и национальная алтайская культура, бережно хранимая миссионерами. Даже буквы алтайского алфавита, созданного на основе кириллицы, было решено заменить латиницей. Однако лучшие алтайские писатели продолжали тайно использовать миссионерский алфавит. В конце 80 – х годов 20 века почти одновременно с празднованием 1000 –летия Крещения Руси начала возрождаться миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае.
Заключение
Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии несколько родственных по языку и обычаям народностей, населявших Горный Алтай, консолидировались, и в 20 веке их стали именовать алтайцами.
Алтайская духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Но она была признана лучшей и образцовой среди всех других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в 19 – начале 20 века, как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.
Все – таки Алтайская Миссия прежде всего представляла христианскую церковь, а не христианское государство. Можно сказать, что она продолжила традиции миссионерства Русской православной церкви, и главное в ее истории – самоотверженный труд преданных делу миссионеров – делалось во имя духовных целей. Ведь смысл христианского миссионерства – подготовить людей к созданию Царства Божия на земле и единению всех верующих в любви и согласии.
Просветительские заслуги миссионеров Алтайской духовной миссии, важнейшие из которых – разработка и создание алтайской национальной письменности и единого литературного языка – неоспоримы.
Список литературы:
1. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы: сборник этнографичеких статей и исследований. – Горно – Алтайск, 1991.
2. Ерошов, В.В. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае (Текст) / В.В.Ерошов, В.М.Кимеев. – Кемерово, 2003.
3. Кацюба, Д.В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности (Текст) / Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1998.
4. Маняхина, М.Р. Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 4. – Барнаул, 2001.
5. Потапов, Л.П. Очерки по истории алтайцев. – М., 1953.
6. Радлов, В.В. Из Сибири: страницы дневника. – М.: Наука, 1999.
[1] Ерошов, В.В. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае (Текст) / В.В.Ерошов, В.М.Кимеев. – Кемерово, 2003. С. 56.
[2] Потапов, Л.П. Очерки по истории алтайцев. – М., 1953. С. 123.
[3] Радлов, В.В. Из Сибири: страницы дневника. – М.: Наука, 1999. С. 78.
[4] Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы: сборник этнографичеких статей и исследований. – Горно – Алтайск, 1991. С. 11.
[5] Радлов, В.В.Указ. соч.. – М.: Наука, 1999. С. 91.
[6] Маняхина, М.Р. Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 4. – Барнаул, 2001. С. 60.
[7] Кацюба, Д.В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности (Текст) / Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1998. С. 31.
[8] Бурханизм – религия, зародившаяся и распространившаяся на Алтае в начале XX века / Косьмин В. К. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае. -
[9] Кацюба, Д.В. Указ. Соч./ Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1998. С. 33.