Введение
Для верующих людей религия – это основа духовной жизни, образ мышления, к которому человек приходит в результате долгих поисков. И распространить религию – это значит раскрыть перед людьми новый духовный мир, новую жизнь, свои истины.
И именно на Алтае существовала духовная миссия, которая стала поистине уникальным опытом истории миссионерства не только в России, но и во всем мире.
Историческим моментом начала миссионерства Русской православной Церкви считается расширение государственной территории и освоение земель Сибири в 17 – 18 веках.
Невозможно создать глубоко разработанную историю Россию без того, чтобы не обратиться к изучению истории Алтайской духовной миссии как составной части православной церкви России.
Алтайская духовная миссия, как составная часть русской православной церкви, выполняла заказ царского правительства по христианизации инородцев юга Западной Сибири. В то же время миссия имела не только религиозное значение, но и государственное, политическое. Во – первых, деятельность миссии была частью колониальной русификаторской политики царской России; во – вторых, она проводила культурно – просветительскую и благотворительную работу среди инородцев. Поэтому к оценке ее деятельности нельзя подходить однозначно, односторонне.
Актуальность выбранной темы, главным образом, обусловлена тем фактором, что деятельность Алтайской духовной миссии, а точнее ее миссионеров, внесла положительный и огромный вклад в жизнь алтайцев, их веру в православие. Это стало следствием значительно стабильной жизни алтайцев, их просвещения и жизнедеятельности. Также актуальность темы повышается еще и изучением взаимодействия Русской Православной Церкви и Алтайской Духовной Миссии с государством.
Целью написания настоящей контрольной работы является раскрытие сущности и содержания деятельности Алтайской духовной миссии через рассмотрение тех процессов, которые происходили путем христианизации инородцев. Достижение указанной цели непосредственно связано с реализацией следующих задач:
1. Проследить историю возникновения Алтайской духовной миссии.
2. Раскрыть содержание деятельности миссионеров, далее – проследить результаты их работы.
При написании данной контрольной работы были использованы работы следующих авторов : Кацюба Д.В., Ерошов В.В. и других.
Глава 1. Создание и организация Алтайской духовной миссии.
«Любите святое служение ваше, к которому призваны
благоволением Божиим; любите новокрещенных, учитесь
любить всех человек, не словом или языком, а делом и истиною,
в трудах и скорбях и страданиях, взирая на Господа Иисуса
Христа, Который из любви к нам пострадал за нас, и нам оставил
святой Пример и образ, да последуем стопам Его».
Архимандрит Макарий Глухарев.
Миссионерство, в меру своей «полезности», в 18 веке становится предметом государственного попечительства. С санкции Святого Синода учреждаются постоянно действующие миссии (в Сибири – Иркутская и Тобольская), а на протяжении 19 века проводится целенаправленная политика последовательной христианизации «инородцев» Российской империи.
Алтайцам миссионерская проповедь была знакома еще в 18 веке и некоторые из них крестились, но после того, как в конце царствования Екатерины 2 государством стала проводиться политика веротерпимости, миссии и миссионерские должности были упразднены указами от 1789 и 1799 гг. Распространение религии потеряло свою последовательность и многие новообращенные в конце концов возвратились к прежней языческой вере.
Возрождение духовной миссии Русской православной Церкви начинается уже в 19 веке, и именно на Алтае миссионерство воплощает в себе новые идеи эпохи и принципиально новые взгляды на христианизацию «инородческих» племен.
Началу активного миссионерства среди язычников Алтая предшествовала реформаторская деятельность в Сибири М.М.Сперанского, назначенного Сибирским генерал – губернатором 22 марта 1819 года. Среди его либеральных воззрений особое место занимает отношение к церкви, в частности, к духовной миссии.
М.М. Сперанский считал, что задача духовных миссий – христианизация «инородцев» и их дальнейшее всестороннее просвещение.
После принятия «Устава об инородцах», Правительство заинтересовалось возможностью организации православной духовной миссии в Бийском и Кузнецком округах, и 15 декабря 1828 года было «высочайше утверждено»Положение о ее учреждении: … в трех частях Отечества нашего, где жительствуют народы, не познавшие еще христианской веры, или по обращении в оную не довольно в ней наставленные. Св. Синод предписывает Преосвященному Тобольскому употребить в горах Алтайских служение архимандрита Макария, предложившего себя на дело проповедования и по сему присланного из Курской епархии в Тобольскую»[1].
Алтайская православная миссия, основанная в 1828 г., фактически начала работать в 1930 г. С приездом в миссию отца Макария Глухарева, который управлял ею первые 13 лет и 8 месяцев. Он справедливо считается ее первооснователем. Миссия занимала территорию двух округов Томской губернии – Бийского и Кузнецкого на протяжении 8000 верст в длину и от 300 до 700 верст в ширину.
В станах миссии были построены церкви, молитвенные дома, ставшие центрами распространения христианства. Из станов каждый миссионер ежегодно, кроме службы в стане, в великий пост совершал обязательные поездки во все населенные пункты принадлежащей ему территории. Причем некоторые из поселений находились на расстоянии до 200 верст от стана. В каждой деревне миссионер жил несколько дней, совершая богослужение, повторяя молитвы с новокрещенными, а также исповедовал и причащал их.
Алтайская духовная миссия находилась в ведении Томской епархии и управлялась одним из миссионеров в звании начальника миссии. Каждый миссионер жил в своем стане и имел определенные обязанности и круг действий как среди новокрещенных, так и среди язычников на территории стана. В самом крупном Улалинском стане было два миссионера. При каждом миссионере состояли причетчики из русских, закончивших духовное училище, или из детей местных жителей, получивших духовное образование в миссии, и вольнонаемные толмачи – чаще из местных жителей.
Находясь в подчинении начальника миссии, каждый миссионер ежегодно в письменном виде представлял отчет о количестве крещеных, а в конце года – о работе в целом. С 1870 г. Миссионеры стали вести метрические и исповедные росписи, а также запись браков. До сих пор все это выполняли священники ближайших приходов. Для личного ознакомления с состоянием и нуждами миссии, ее начальник, по возможности, посещал все станы раз в год, а некоторые, при необходимости, и чаще. Он поддерживал связь со светскими властями по вопросам защиты новокрещенных, обижаемых язычниками и не язычниками, об отводе земли, о льготе от податей недавно крещеных язычников. Начальник миссии не освобождался и от прямых миссионерских занятий.
Жалование миссионерам определялось в зависимости от того, на каком расстоянии от епархиального города находится миссионерская служба.
Служащие миссии по достижении определенного возраста и стажа получали от различных обществ различные размеры пенсий.
Постоянно шло развитие миссии. Так, из новокрещенных Кузедеевского стана образовался инородческий Улусо – Осиновский приход, отделился новый стан по р. Мрассу – Усть – Анзасский, а сам он, как выполнивший свое назначение, перешел в ведение Сарычумыше – Калтанского прихода, где было два священника[2].
В 1886 г. Томские епархиальные ведомости сообщили, что на строительство стана в Бачатском улусе поступило 1000 рублей по духовному завещанию московского купца Александра Солодова.
Московский купец – фабрикант А.С.Миронов в 1882 г. Изъявил готовность выстроить в пределах миссии каменный храм. По распоряжению начальника Алтайской духовной миссии местом для его постройки был избран Челухоевский улус. Храм был заложен в 1887 г., а построен в 1890 г.
При храме была построена и школа. После строительства храма в июле 1891 г. Был открыт Челухоевский стан.
В Усть – Анзасе церковь во имя пресвятой Троицы построена в 1881 г. На средства миссии, освящена Преосвященным Владимиром, епископом Бийским в 1882 г.
В Мрасском отделении было две школы. Одна в Усть – Анзасе, она содержалась на средства миссии. В ней обучалось 15 мальчиков и одна девочка. Вторая – Матурская школа, построена на средства того же Д.И.Иванова в 1885 г. В ней обучалось 18 мальчиков и 5 девочек.
Для распространения христианства среди язычников и попечения за новокрещенными в 1870 г., кроме начальника миссии, было 10 миссионеров: протоиерей Стефан Ландышев, игумен Акакий; иеромонахи: Макарий, Дометиан и Платон; священники: Василий Вербицкий, Александр Гусев, Иоанн Смольяников, Василий Постников, Арсений Ивановский. Исполнял обязанности миссионера состоящий в Благовещенском монастыре иеромонах Варсонофий[3].
Бюджет миссии был крайне скудный. Он состоял из сумм государственного казначейства.
Только с 1857 г. Алтайская духовная миссия стала получать от казны по 2 тыс. ассигнаций в год. С 1857 г. Св. Синод стал выделять для миссии ежегодно по 4000 рублей, а позже – по 6170 рублей.
Безусловно, что работы, связанные со строительством и ремонтом церквей, молитвенных домов, школ, домов для служащих миссии и новокрещенных, заготовка и доставка материалов в условиях миссии при других занятиях, прямо миссионерских, значительно усложняли и затрудняли и без того нелегкое дело миссии. Успехи миссии были бы значительно выше, если бы она имела достаточно средств на свои нужды, а также чтобы миссионеры и руководство миссии не занимались строительством и вопросами хозяйства.
Развитие миссии продолжалось и в начале 20 века. Так, в 1911 г. В Кузнецком уезде были открыты два новых стана: Тарабинский и Пызасский (Ачаевский) и два в Бийском. Тарабинский стан выделился из Челухоевского отделения миссии. В состав нового стана вошли улусы: Тарабинский, Крутинский и Балакчинский с православным населением 978 душ обоего пола и язычников 231 душа. В Кузнецком уезде образовался новый Пазасский стан, который выделился из Кондомского отделения.