Аналогично гражданскому процессуальному законодательству регулирует последствия смерти и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г В силу ст. 23 указанного Закона ".. .Исполнительное производство прекращается в случаях:... 3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего", тогда как ст. 20 того же Закона устанавливает, что "исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случаях: 1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство".
Очевидно, что законодатель в данном случае по непонятным причинам пропустил правовые последствия смерти должника по исполнительным документам, не связанным с устанавливаемыми судами правоотношениями[1], а также последствия смерти взыскателя, когда спорное правоотношение допускает правопреемство. Заметим, что ст. 215 ГПК РФ обязывает суд приостановить производство по делу при допущении правопреемства как при смерти ответчика, так и истца, и даже третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора.
По способу установления и юридического закрепления смерть является состоянием объективным. Она в обязательном порядке регистрируется в органах записи актов гражданского состояния.
В качестве основания юридической смерти выделяют:
1) наступление биологической смерти, удостоверенной медицинским работником;
2) вступление в законную силу решения суда, вынесенного в порядке п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ об установлении факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
3) вступление в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим при установлении судом факта отсутствия человека и каких-либо сведений о нем в месте его проживания в течение пяти лет;
4) вступление в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим при установлении судом факта, что человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и отсутствие самого человека в течение 6 месяцев;
5) вступление в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим при установлении судом факта, что человек пропал в связи с военными действиями, и отсутствие самого человека в течение двух лет со дня окончания военных действий.
Следует обратить внимание, что с позиции права правовые последствия при всех основаниях юридической смерти равны, хотя факт реальной биологической смерти в последних трех случаях так, и не установлен, а объявление умершим произведено в порядке гражданского судопроизводства на основании ст. 176 - 279 ГПК РФ и ст. 45 ГК РФ. Кроме того, законодатель именно (и только) в последних трех случаях устанавливает возможные последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного умершим (ст. 46 ГК РФ, ст. 280 ГПК РФ). К одним из таких обязательных последствий относится отмена судом вступившего в законную силу своего собственного решения об объявлении гражданина умершим путем принятия нового решения. Заметим, что это единственный случай, когда законодатель в рамках гражданского судопроизводства позволяет суду, принявшему решение, самому его и отменить, причем сделать это сразу новым решением (а не определением об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, которое влечет за собой новое рассмотрение дела). Это новое решение становится основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния, ведет к возврату сохранившегося имущества явившегося (обнаруженного) гражданина.
При этом перешедшее безвозмездно имущество возвращается безусловно, а полученное по возмездным сделкам возвращается только от лиц, которые знали, или предполагали о незаконности своего владения. Как видим, некая условность не только самой смерти, но и ее последствий (остающихся при этом равными с последствиями биологической смерти) при объявлении гражданина умершим по решению суда все-таки присутствует.
Являясь объективным правовым состоянием по способу установления и юридического закрепления, смерть с позиции юридической оценки одновременно представляет собой юридически нейтральное правовое состояние. Хотя с точки зрения морали это нельзя утверждать. Так, самоубийство часто вызывает осуждение (особенно с позиции религии), гибель в результате несчастного случая - жалость. Если рассматривать смерть как юридический факт, то можно говорить о том, что она выступает в двух видах: в качестве юридического факта-события и юридического факта-действия. В первом случае наступление смерти напрямую не зависит от волеизъявления субъекта. Например, при наступлении естественной смерти человека, насильственной смерти, гибели в результате несчастного случая. Во втором случае смерть является следствием реализации волеизъявления субъекта. Например, при суициде или эвтаназии.
Таким образом, смерть как правовое состояние может наступить по четырем основаниям:
1. В результате естественных причин или несчастного случая. В правовом смысле в данном случае речь идет о нейтральных обстоятельствах;
2. В результате противоправных действий третих лиц (противоправные обстоятельства);
3. В результате реализации собственной воли (правомерные негативные обстоятельства). Здесь речь идет исключительно о самоубийстве. Решение о добровольном уходе из жизни - право каждого человека. Поэтому суицид является поведением правомерным, но при этом данное поведение и негативно - т.к. отрицательно сказывается на жизни семьи, окружающих, трудового коллектива, общества в целом. Хотя мы и отрицательно относимся к суицидам, тем не менее, не можем согласиться с предложением отдельных авторов о необходимости установления правового запрета на суицид и юридической ответственности за его попытку[2];
4. В результате исполнения смертного приговора, вынесенного компетентным судебным органом. В данном случае смерть субъекта, как это ни странно звучит, можно рассматривать в качестве следствия правомерных позитивных обстоятельств. Суд на основании действующего уголовного законодательства выносит решение, соответствующее в целом интересам общества, а преступник обязан нести юридическую ответственность, претерпевать соответствующее наказание. В данном случае - смерть.
Независимо от того, по какому из названных оснований наступила смерть, она всегда представляет собой явление постоянное. Правовые последствия смерти могут быть неопределенными во времени. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Примером краткосрочных последствий выступают обязанности государственных органов, связанных с оформлением соответствующих документов и погребением. О наличии долгосрочных последствий можно вести речь, когда, например, в завещании имеется положение об основании после смерти завещателя на его средства какого-либо постоянно действующего фонда, комитета по присуждению премий и т.п.
Рассматривая смерть с точки зрения права, нельзя обойти вниманием и то, что в некоторых случаях законодатель устанавливает безусловную обязательность следующих последствий (ч. 2 ст. 44 ГПК РФ): "все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил".
Принимая во внимание, что правопреемник заменяет в гражданском судопроизводстве умершее лицо, то фактически в этой норме обязательность действий для живущего субъекта сравнивается с обязательностью собственных действий для умершего.
На основании вышеизложенного можно сказать, что смерть является специфическим правовым состоянием, обладающим следующими особенностями и характеристиками:
1) С момента наступления смерти субъекта как такового нет. Однако при сохранении в законодательстве таких понятий как "права умершего", "обязанности умершего" и т.п. субъект наделяется правом на имя, правами автора и др., что фактически является нонсенсом;
2) смерть представляет собой правовое явление одностороннего характера - она создает права и обязанности для определенного круга субъектов права, кроме самого умершего;
3) для умершего человека смерть - абсолютный правопрекращающий юридический факт, для остальных субъектов права она может выступать одновременно (либо по отдельности) правопрекращающим, правообразующим и правоизменяющим юридическим фактом;
4) по способу установления и юридического закрепления смерть является объективным правовым состоянием;
5) по юридической оценке смерть - юридически нейтральное правовое состояние;
6) по времени смерть относится к постоянным правовым состояниям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51 -ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.
5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
6. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ " Об исполнительном производстве".
7. Лапшин В. Е. Смерть как правовое явление. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2005. С. 9.стр. 88
[1]Необходимо отметить, что только два подпункта из 8 п. 1 ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г называют судебные исполнительные документы (исполнительные листы и судебные приказы), остальные подпункты относят к категории исполнительных документов, исходящих от несудебных органов, например, комиссий по трудовым спорам, нотариусов и т.п.
[2]Лапшин В. Е. Смерть как правовое явление. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2005. С. 9.стр. 88