Художественное ремесло принимает форму промысла, т.е. становится основным источником заработка для многих мастериц. В 1873 г. неко-
торые из них зарабатывали по 20 - 30 копеек в день. К концу XIX столетия в фактуре и орнаментальных мотивах произошли значительные изменения. Решетка перестала играть главенствующую роль в композиции рисунка изделия, ее заменили разнообразные тесемки.
III этап. Спад производства кружева произошел по ряду социально-экономических причин, одной из которых было владение сбытом кружева скупщицами, что не стимулировало труд мастериц. В 1913 г. заработок кружевницы составлял в день 15 копеек. Ухудшилось качество кружева, оно стало выплетаться из толстых хлопчатобумажных нитей. В 1920-1930 г.г. в
Белеве создаются артели, однако был затруднен сбыт кружева.
IV этап. Первая попытка возрождения промысла в Белеве была по инициативе мебельной фабрики в 1970 г., организовавшей мастерскую. Однако она просуществовала несколько месяцев. В мастерской обучались мать и дочь Мудровы, которые долгое время оставались единственными в городе мастерицами.
С 1989 г. в Тульском училище культуры началась подготовка методической, материальной, кадровой базы для создания нового отделения и специальности "Художественное кружевоплетение", которая была открыта в 1992 г.
Среди первых преподавателей отделения работу начинала О.А. Скворцова, член Союза художников России, народный мастер, исследователь белевского кружева.
Среди первых выпускников Кучерова В., Русакова Л., Фомина О., Курбатова Л., Мальцева А. и др., продолжающие традиции белевских кружевниц и пропагандирующие белевское кружево на выставках в г. Туле и области.
Давыдова С.А.
Кружевнойпромыселвг.Белеве
Тр. комиссиипо исследованиюкустарной
промышленностивРоссии.-СПб., 1883.- Вып. X
Общая характеристика промысла
Почти все беднейшее население г. Белева занимается плетением кружев. Промысел этот, дающий известный доход мастерицам, единственный, обеспечивающий до некоторой степени их существование, находится в полнейшей зависимости от местных торговок. Кружевницы же лично ровно никакими материалами для производства плетения не запасаются и ни в какие сделки , помимо торгов, никогда не вступают.
Точно измерить время, посвящаемое мастерицами кружевным изделиям, весьма трудно. Слушая плетельщиц, можно подумать, что он работают круглый год. Между тм, он и садам, и огородам своим уделяют не мало времени, и попраздновать не прочь — так что в общей сложности более 208 дней или 8 месяцев в году на долю кружевного промысла отнести нельзя. Kpoме маленьких девочек, еще совершенно неопнтных плетельщиц, в г. Белеве удалось насчитать до 2000 мастериц. Значительная часть из них принадлежите к мещанскому сословию, другая, наименьшая,—к семьям обедневших купцов. Впрочем, строго разграничить оба сословия кружевниц, благодаря малой общительности местного населения и однообразной внешней обстановки, мне не удалось. Не смотря на рассказы белевских жителей, будто бы некогда у помещиков окрестных сел и деревень крестьянки иного занимались кружевными работами, в настоящее время среди сельского населения никто типичного белевского образца кружев не плетет. Только в нынешнем году можно было отметить первые попытки завести подобное рукоделье в селе Семенов, очень упоминается в путевых заметках, предпосланных настоящему очерку. За -то прямых и притом весьма точных последовательниц белевских мастериц мы на ходим в г. Одоев, где кружевной промысел основался сравнително еще недавно. Продержавшись несколько лет как бы в вассалъвыхъ отношениях к г. Булеву, одоевский кружевной промысел наконец открыт настолько, что мог отложиться от своего властелина и зажить самостоятельною жизнью.
Таким образом, в настоящее время г. Белев является главным центром производства кружев исключительно во всем уезде. К нему примкнула маленькая слободка Челюскина, находящаяся, как нам уже известно, на рубеже смежного Одоевского уезда, выделывающая совершенно своеобразное кружево и неимеющая, помимо г. Белева, никаких отношений с местами сбыта.
История промысла
Относительно давности существования кружевного промысла в г. я слышала весьма различные мнения и указания. Привожу их здесь целиком: некоторые старожилы рассказывали, что белевское кружево плелось испокон веков; употреблявшееся исключительно для убранства постелей, полотенец и вообще верхних отделок, оно называлось у них кружевом „верховым". Впоследствии мастерицы стали выплетать воротнички и модести. Последние особенно ценились, считаясь верхом щегольства в дамских туалетах. Единственным местом сбыта долгое время была Москва. Неудобства, сопряженная с путешетжями до открытия Московско-Курской железной дороги, не поощряли белевщиц к частым выездам в этот город, что имело, по словамъ пожилыхъ лиц, свою хорошую сторону, так как мастерица работали не торопясь, а потому и сами изделия отличались особенной изящностью и красивостью исполнения. В подтверждение сказанного одна из старушек показывала полотенце, обшитое старинным белевским кружевом. Полотенце это, говорила она, принадлежало её матери, получившей его еще в приданое. Судя по технике работы и очертания рисунка, не может быть сомнения в том, что кружево это местного происхождения, только сравнительно гораздо лучшего и более тонкого плетения.
Другая пожилая женщина передавала, что кружево в г. Белеве стали плесть всего 35 лет тому назад, а мещанки много занимались тканье суконца, употреблявшегося монашествующими для домашнего обихода. В печатных источникам по этому поводу мы находим следующие указания: „прототипом белевских кружев пол столетия тому назад были так называемые „фарботы": это дешевое из разноцветных ниток, по примеру михайловского (Рязанской губ.), плетение для отделки крестьянских передников и платков. Улучшаясь время от времени, фарботы превратились в изящные кружева и в смысл искусства приняли правильную организацию. Таким образом!., одна, например, плетельщица приготовляет кружева белые из шелка и ниток, другая—такие же, но со „сканью", т. е. разноцветным, бордюром, третья—черные шарфики и так называемые ,польки" или головные украшения. Это самый большой сорт работы. Есть дома, где работают кружева только аршинные для отделки постельных принадлежностей и носовых платков". Кто сколько нибудь знакомь с техникой кружевного производства, тот поймёт сейчас же, что между михайловским плетением (Рязанской туб.), употребляемым именно для отдели крестьянских фартуков, и белёвскими кружевными изделиями такая громадная разница, что считать первое как бы прототипом второго решительно невозможно. К тому же самое название, „фарботы", в Михайловсвом уезде вовсе неизвестно, в потому непонятно, как оно могло быть занесено из Рязанской губ. в г. Белев. Да и помимо сказанного мало вероятно, чтобы белевские мастерицы, заимствовав у михайловских плетение кружев, в высшей степени легкое по исполнению, требуемое в большом количестве местными крестьянами, вследствие чего сбывать его возможно без всякого посредничества,—чтобы в Белеве, говорим, мастерицы все поголовно перешли на изготовление такого образца кружев, которое, по условиям своего сбыта, ставить их в полнейшую зависимость нескольких лиц. Сопоставляя все взгляды, и мнения, можно с большей вероятностью предполагать, что кружево в г. Белеве, как и во многих других местностях России, впервые плелось в семьях зажиточного купечества, а затем постепенно переходило в среду мещан. Последние же, находясь в местности, изобилующей монастырями, занимались тканьем суконца, расходившегося во множестве даже за пределами уезда. Упадок требования на суконце, совпавший с усиленным спросом на русское кружево, очевидно, должен был способствовать замене одного рукоделья другим.
Таким образом, легко будет согласить кажущееся разноречие во мнениях белёвских жителей и считать, что до степени вполне организованной промышленности кружевной промысел достиг всего 35—40 лет тому назад, между тем, как ранее плетение кружев составляло занятие лишь некоторой части населения г. Белева.
На последующее развитие кружевного промысла в данной местности особенно сильно повлияло проведение железного пути от Москвы на Курск через Мценск. С открытием правильного пассажирского движения этот последний город стал для белевских торговок кружевным товаром удобнейшей точкой отправления далее на север, на юг в на восток, благо путешествие по чугунке не представляло более ни особых затруднений, ни значительных, затрат. С этой же минуты кружевной промысел в г. Белеве начал видимо принимать более широкие размеры. Однако, усилившееся требование на кружевные изделия неблагоприятно отразилось на качестве плетения. Пользуясь конкуренцией, возникшей между торговками, и желая в то же время не упустить случая набрать побольше заказов, мастерицы спешили с исполнением работы, вносили в нее большую небрежность, будучи уверены, что всяк товар сойдет у них с рук.
Только что намеченный черты из жизни кружевного промысла в г. Белеве указывают на его постепенный рост, без колебаний и скачков вперед или назад. Сообразно этому материальная сторона жизни кружевниц становилась несколько более обеспеченной. Это уже видно из сопоставления газетных данных, приведённых в первой главе очерка. Так, в 1863 году заработок плетельщиц равнялся всего 9—15 к. в сутки; десять лет спустя кружевницы могли зарабатывать уже от 20—30 к. в сутки; в настоящее же время мастерицы получают выше 30 к. в день. Точные размеры заработков мы увидим ниже, теперь скажем только, что весе факты ясно говорят за относительное процветание промысла.
Санитарные и кулътурные условия
Зимой работа у кружевниц начинается “как станут благовестить к заутрене", часов в 5 утра; кончается же она в 12, а иногда я в час ночи. Мастерицы говорят: „зимой плетение идет скорей; чего днем недоделаешь — вечером дело сделаешь"! Летом — что и говорить!—Утро заспишь—не раньше часов 6 за дело возьмешься, а станет темнеть -сложишь подушку, да около ягод походишь, вот мало и наработаешь". „На обед, что летом, что зимой время не много идет: с роздыхом более часа не возьмет!"