Продолжительность зимнего рабочего дня при неудобном положении мастериц, сидящих нередко в полуоборот к подушке, причиняла бы конечно самые серьезные недуги бедным труженицам, еслибы не частые роздыхи в вид праздников, да летние добровольные каникулы.
Однако при этом нельзя сказать, чтобы белевские мастерицы отличались особенно здоровым видом. Слишком ранний труд с малолетства налагает отпечаток усталости и утомления на каждое личико кружевниц. Жалоба на боль затылка, спины и груди я ломоту в ногах слышатся постоянно. Хорошо еще, что зрение мало страдает; по крайней мере жалобы на слабость глаз, на боль или совершенную невозможность продолжать работу вследствие ослабления зрения я не слышала. За то общее культурное состояние семей кружевниц прямо указывает на то, что ни минуты они не затрачиваюсь на дело, считающееся ими непроизводительным.
Bсе помыслы их направлены на заработок; для образования же девочек, хотя бы самого элементарного, недостает времени, и это обстоятельство сильно отражается на всем характере и отношениях местного населения. Между тем, в школах в Белеве недостатка нет. Там насчитывается до десяти учебных заведений, именно: прогимназия, уездное училище, два духовных училища,—одно для мальчиков, другое для девочек,—четыре народных училища, одно двухклассное училище поэта Жуковского и одно городское женское училище. Во всех этих заведениях в 1880 году обучалось 524 мальчика и только 132 девочки. Но и это небольшое количество учениц поступает из семей более зажиточных обывателей города Белева. Общий упадок экономического положения города в этом случае, конечно, является самым сильным и непобедимым препятствием развитию умственной жизни кустарей-кружевниц. И в самом деле, где же садить девочку за букварь, когда семья чувствует крайний недостаток в средствах к существованию. Обстановка каждой семьи кружевниц прямо заявляет, что даже возвышенный заработок мастериц не в состоянии удержать равновесия в бюджете, ежегодно нарушаемого, благодаря постоянному росту цен на все жизненные продукты. Таким образом проходит год за годом, не внося в быт кружевниц ни культурных, ни материальных улучшений.
Русакова Л., выпускница ТОККиИ,
преподаватель МОСШ №23,
рук. Скворцова О.А.
Характерные технологические особенности плетения
белевского кружева
Актуальность темы. В литературе, освещающей художественные ремесла, достаточно подробно описан процесс плетения основных элементов кружева, имеется и описание технологических особенностей плетения кружева в Ельце, Михайлове, Вологде, Кирове, Кашире. Особенности плетения кружева в Белевском уезде в общих чертах описала С.А. Давыдова. В последнее время интерес к кружеву активизировался. Для более глубокого изучения и возрождения кружева необходимо описание технологии его изготовления.
Цель работы заключается в подробном описании технологического процесса плетения белевского кружева.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Анализировались технологические процессы изготовления белевского кружева, давалось описание основных элементов,
2. Определялись художественные особенности белевского кружева на основе материалов музейных коллекций и работ современных мастериц.
Степень разработанности темы. В трудах С.А. Давыдовой, работах современных специалистов (Фалеевой В. А., Работновой И.П.) дается описание особенностей отдельных элементов плетения белевского кружева, отмечается своеобразие в орнаментике, композиционных приемах.
Практическая значимость работы. Материалы данной работы используются в учебном процессе ТОККиИ, МОСШ №23 г. Тулы.
Характеристика белевского кружева
Технологический процесс составляют следующие этапы:
1. Сбор материала и изучение белевского кружева,
2. Составление эскиза изделия,
3. Составление сколка изделия и подбор ниток,
4. Плетение изделия.
Опишем подробнее каждый этап технологического процесса.
1. Сбор материала следует начинать с изучения литературы, альбомов из фондов музеев России, анализа фондов тульских музеев (музей изобразительных искусств, ТОИАиЛМ, Одоевского и Белевского краеведческих музеев).
Особенность белевского кружева заключается в ассиметричном построении фестонов (вилюшка выкладывается таким образом, что орнамент кажется симметричным), чередовании в фестонах плотного и редкого полотна (полотнянка с перевивом всех пар не выплетается, а изменяется на подобие тесемки). Если в тесемках две ходовые в середине, они
либо меняются местами, либо проплетаются в полный заплет. В белев-ском кружеве используются тесемки - "Сливки-восьмерки", "Змейки", "Россыпь". При более тщательном рассмотрении образцов белевского кружева, можно сделать вывод, что в нем самым распространенным мотивом является "белевский вирок". Узоров в белевском кружеве мало, однако стоит отметить, что сколочницы прорабатывали один и тот же мотив таким образом, благодаря тесемкам, расширениям полотнянки, вводя насновки, что он становился необыкновенно красив. Следует отметить, что производным данного мотива является "белевский вирок". , который выплетается из 1 пар коклюшек, вперевив крайних долевых пар, с применением прямоугольных носновок. Белевское кружево характеризует отсутствие решеток или редкое использование простейших решеток для создания фона.
2.Изготовление эскиза мотива "белевский вирок" строится на использовании тесемок. Проработав разные формы мотивов, предлагаю эскиз белевского кружева с использованием прямоугольных насновок и двух тесемок.
З.При изготовлении сколка учитывается ширина полотнянки и особенность белевского кружева - отсутствие свободных наколов. Сколок составляется на основе фактуры и с учетом толщены ниток. Ширина полотнянки 7 мм. там где прокладывается тесьма, ширина 1,5-3 см.. В плетении возможно применение двух видов тесемок.
4.Таким образом, из основного элемента "белевский вирок", получилась небольшая салфетка.
Особенность белевского кружевоплетения - необязательное начало и завершение плетения в одной точке. Для удобства, как и данном случае, возможно начать плетение в точке А, а зашивку произвести в точке Б, для плетения необходимо 7 пар коклюшек. Сцепление петель производится тонким вязальным крючком.
Заключение
Приступая к очерку деятельность современных нам кружевниц в г. Белеве я указала никоторые печатные источники, могущее послужить не только для сравнения современного положения промысла с прошедшим, но также и для оценки его значения для местного населения.
В 1873 году, как видно, в г. Белеве изготовлялось кружево на cумму не свыше 15,000 р. в год.
Ежели допустить, что количество рабочих дней в году равнялось тогда 208 и что наименьший дневной заработок мастерицы был 20 к., то, помножив одно число на другое, мы получим годовой заработок кружевниц, равный 41 р. 60 к. Имея эту цифру, мы жожем определить количество лиц, избравших в 1873 году кружевное дело своей специальностью, так как в этом году, согласно печатным источникам, кружевного товара было наготовлено на сумму 15,000 р. И так, разделив 16,000 на 41,60, мы получим частное = 350, т. е. числу кружевниц, находившихся в 1873 году в г. Белеве.
Какова же однако должна была быть потребность в заработках за последнее столетие, каково также и требование на русское кружево, если микроскопическая суммы 1873 года могли возрости до тех громадных размеров, какими мы знаем в 2003 году!
И в самом деле, ничтожное, можно сказать, по численности к значению своему в местной торговли гнёздышко кружевниц разрослось до большого центра, где в настоящее время работает около 1000 мастериц, вносящих в общий торговый оборот не малую сумму. Такое быстрое развитие кружевного промысла в г. Белёве не дает нам однако права рассчитывать на дальнейшее процветание, если для улучшения его не будут приняты некоторые меры. Настоящее исследование выдвигает и те существенные недостатки, которые могут более всего мешать правильному ходу и постановка кружевной промышленности в данной местности. Так, например, неумение большинства мастериц обходиться без помощи специальных сколочниц ставитъ их в совершенно исключительную зависимость от торговок. Нельзя не отметить также пагубной, хотя до некоторой степени и вынужденной, наклонности мастериц спешить выполнением заказов, вследствии чего является небрежность и неотчетливость в работе, неблагоприятно отзывавшаяся на заработках самих же кружевниц и на ценах их товара. Слишком ранняя эксплуатация труда маленьких девочек, подтачивающая их нежный организм, также напрашивается на внимание. Словом, если кружевной промысел при известных благоприятных условиях и дошел в своем развитии самостоятельно до замечательных результатов, то теперь крайне необходимо с осторожностью и умением придти ему на помощь, научить мастериц как „мечтать", придумывая сколки, как их рисовать и как получше и поизящнее выплетать по них кружева. Во всех этих случаях приходится обращать свои взоры к школе. Обязательное в ней обучение рисованию, правильными приёмами в плетении кружева и составлению сколков, благодаря практическому своему характеру, неминуемо привлекло бы в школы значительное число девочек, даже из беднейших семей, и тем самым благотворно повлияло бы на всю жизнь будущих кружевниц. Помимо этих условий рассчитывать на прочное будущее кружевного промысла в г. Белёве едва-ли возможно.
Список использованных источников
1. ДАВЫДОВА С.А. Кружевной промысел в г.Белеве // Тр.
комиссии по исследованию кустарной промышленности в России.-
СПб., 1883.-Вып. X.-С.2767-2797.
2. МИХАЛЕВА С.В. г.Белев - один из древних центров кружево-
плетения // Материалы Свода памятников истории и культуры
РСФСР: Тул. обл.- М., 1977.- С.66-67.- Библиогр.: с.67 (2 назв.).
3. Краеведческие чтения, посвящённые 220-летию образования
Тульской губернии. – Тула Б.И., 1997
4. Умельцы и исследователи нового тысячелетия. – Прокопец. О.Н.-
Тула, ГУДПО ТО «УМЦ», ИОО, 2001, с.60.