Министерство образования РФ
Тульский государственный университет
Кафедра «Культурология и история»
Курсовая работа
по дисциплине «Культурное наследие Тульского края»
на тему «Белёвское кружево»
Выполнил: ст. гр. 420101 Бутко Д.С.
Проверил: Шеков А.В.
Тула, 2004
Содержание
Вступление ……………….. ……………………………………………………3
1. Современное состояние белевского кружевоплетения ..………………...6
2. Общая характеристика промысла …………….…………………………..10
3. История промысла ……………………….…………………………………11
4. Санитарные и культурные условия ………………..………………………14
5. Характерные технологические особенности плетения
белевского кружева………………………………………………………..16
Заключение ………………….……………………………………………….....19
Список использованных источников ………………………………………….21
Вступление
С. В. Михалева (Музей-усадьба
А. Т. Болотова «Дворяниново»)
Кружевоплетение на Тульской земле — один из очень распространенных в прошлом видов женского рукоделия. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г.Белева в XVII-XVIII вв. Это кружево применялось исключительно для отделки платья высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей. Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и других районах области, возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству обучают крепостных девочек 7— 8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. В этих мастерских выплеталось тонкое нитяное кружево на французский манер типа «малин», «валансьен», «блонд» и др. Способствует распространению в этих краях кружевного дела в такого рода мастерских не только мода на тонкое дорогое кружево, но и хорошо поставленное дело на мануфактуре помещицы Протасовой в прилегающем к Белеву Мценском уезде Орловской губернии. Постепенно это ремесло распространяется довольно широко. В Ефремовском, Епифанском, Веневском, Богородиц-ком, Плавском уездах кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан.
Во второй половине XIX века центром искусств кружевопле-тения становится г. Белев. Уже в 50-е годы это художественное ремесло принимает здесь форму промысла, т.е. становится основным источником заработка для многих мастериц. В 60-е годы происходит разделение труда появляются скупщицы, которые налаживают сбыт продукции в Москве, Петербурге, в странах Европы и Востока, организуют обучение и поставляют мастерицам сырье, делают заказы на тот или иной ассортимент. В это время из числа мастериц выделяются особо одаренные, которые чаще занимаются созданием рисунков для кружевных изделий, по сколкам другие плетут кружево. Наивысшего расцвета кружевной промысел в г.Белеве достигает в 70 — 90 годы. Этому способствуют социально-экономические процессы эпохи развития капиталистических отношений. Это реформа 1861 г., давшая большой приток в промысел свободных крестьянских рук, соединившая Белев с Москвой и Курском построенная в это время железная дорога, ускорившая сбыт продукции.
Немалую роль в развитии кружевного дела в г. Белеве, как и других центрах России — Вологде, Белозерске, Нижнем Новгороде, сыграла Всемирная промышленная выставка в Веневе в 1873 г. и после нее мода в Европе на русские «валансьены». Становление художественно-стилистических особенностей Белевского центра происходит в период перехода домашнего ремесла в промысел. Истоки местного кружева следует искать в золотном монастырском кружеве и в западно-европейском типа «блонд».
От «блонд» в белевском кружеве закрепились сырье — черный и золотисто-желтый шелк и изначальный ассортимент — косынки, наколки, отделки для платья. В последствии здесь выплетались большие шали, детали или целые платья и легкие пальто-накидки, пелерины. Мерное кружево здесь выплеталось в небольшом объеме.
В фактуре и орнаментальных мотивах кружева г.Белева произошли значительные изменения, но, как и в «блондах», сетка фона играла здесь незначительную роль в организации композиции рисунка изделия. Мягкий, плавный рисунок белевского кружева выплетается тесьмой-полотнянской.
Вьющийся узор, как маленькая речушка между косогорами, заполняет собой всю площадь изделия, не оставляя почти места для сетки фона. В сложной композиции этого кружева нет строгого, четкого ритма, раппортности, что характеризует кружево других центров.
После революции в Белеве мастерицы были объединены в артель «Красный производственник», которая просуществовала до 50-х годов. Дешевый ассортимент из х-хопчатобумажных нитей не только не имел успеха на внешнем рынке, но не пользовался спросом и в нашей стране.
В 70-е годы благодаря старейшим и опытным мастерицам Мироновой Е.В. и Маношиной Т.И., которые до самой своей смерти зарабатывали себе на хлеб своим ремеслом, были организованы курсы по обучению кружеплетению, а затем небольшая мастерская при Белевской мебельной фабрике. Однако просуществовала эта мастерская недолго — несколько месяцев. В этой мастерской обучались мать и дочь Мудровы, которые в настоящее время являются единственными в городе мастерицами, владеющими приемами кружевоплетения.
Кроме коклюшечного кружева в Тульской области, как и во всей России, со второй половины XIX века получило широкое распространение крючечное кружево из хлопчатобумажных нитей. Легкое в обучении и исполнении, оно скоро вытеснило собою коклюшечное кружево в крестьянской среде и малообеспеченных слоях городского и посадского населения. Интерес к нему не пропал и сегодня.
Комарова Т., выпускница
ТОККиИ, рук. Скворцова О.А.
История и современное состояние белевского кружевоплетения
Актуальность проблемы. Бедевское кружево до настоящего времени недостаточно исследовано. Известны некоторые публикации, в которых обращается внимание на основные особенности элементов плетения этого кружева, дается технологическая характеристика. Однако кружевные произведения заслуживают внимания и историков-краеведов, и искусствоведов, и мастеров.
В последние 15 лет в Белеве и Туле ведутся работы по возрождению белевского кружева, делаются попытки восстановления угасшего промысла.
Цель работы заключается в выявлении основных этапов развития кру-жевоплетения в Белевском уезде и характеристике современного состояния.
Задачи работы заключаются в следующем:
- изучении научной литературы по истории промысла,
- определении специфики каждого исторического этапа формирования и развития белевского промысла.
Степень разработанности темы о белевском кружеве существуют отдельные сведения в искусствоведческой литераторе. Это труды В.А. Фалеевой, публикации Р.А. Лукашевой, Л.А. Ефимовой, P.M. Белогорской, С.А. Давыдовой и др. Исследования С.А. Давыдовой характеризуют кружевной промысел в Тульской губернии по материалам комиссии Русского Гесмрафичсского общества в 1883г.
Практическая значимость работы. Данные материалы используются в учебном процессе ТОККиИ по специальности 0515 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", а так же могут быть предложены мастерам, руководителям обьедннешш по кружевоплетению.
Новизна работы заключена в постановке вопроса истории развития белевского кружевного промысла, которая впервые получает обоснование в данном исследовании.
Основные этапы белевского кружевного промысла
В кружевном промысле условно можно выделить 4 этапа:
I этап. Возникновение кружевного промысла и формирование характерных технологических особенностей плетения кружева (1845 г.);
II этап. Расцвет белевского кружева (1860-1890 г.г.);
III этап. Упадок промысла (1913-1930 г.г.);
IV этап. Возрождение белевского круженого промысла (1970-2001 г.г.).
I этап. По сведениям, которые дает С.А. Давыдова, кружевной промысел в Белевском уезде Тульской губернии зародился в 1845 г. Он начинает развиваться с постройкой железной дороги, которая прошла через город Мценск, находящийся недалеко от Белева. В Мценском уезде Орловской губернии находилась мануфактура помещицы Протасовой. Это стечение обстоятельств способствовало распространению кружевного ремесла в Белевском, Одоевском уездах.
Первоначально кружева плели монахини Крестовоздвиженского монастыря, затем в помещичьих усадьбах, позднее в среде мещан.
Кружева, сплетенные в монастыре и в городе, отличались одно от другого по манере плетения. В монастыре плели тонкое многопарное кружево на манер мценского и орловского под названием "малин", "валансьен". Это мерное отделочное кружево для украшения культовых принадлежностей. Горожанки Белева выплетал и кружево сцепное, но это тоже было отделочное кружево, так называемые "верховые" оплеты к простыням и полотенцам.
II этап. Расцвет белевского промысла приходится на вторую половину XIX века - 1860-1890 г.г. В это время Белев становится центром искусства кружевоплетения. Белев связан с крупными городами и есть возможность торговкам в большом количестве вывозить их на продажу в Москву, Петербург, Нижний Новгород. В этот период изменился и усложнился ассортимент изделий. Кружевницы приступили к изготовлению целых вещей: предметов одежды (косынки, мантильи, кокетки, шарфы) и предметов быта (покрывала, скатерти). В Белеве в 1880 г. жили две сколочни-цы - госпожа Бокаева и Сошина. Сами же кружевницы только исполняли изделия по готовым сколкам, продажей кружева занимались торговки, имея при этом большую выгоду. Лучшее плетение было преподнесено ко Двору.
В период наивысшего рассвета белевского кружева плетением занималось свыше двух тысяч горожан, что составляло четверть населения города.