Смекни!
smekni.com

Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами (стр. 1 из 7)



План
Введение
1 Формы и способы дискриминации
1.1 Бытовая дискриминация
1.2 Институциональная дискриминация

2 Основные поводы к дискриминации и её причины
3 История дискриминации
4 Законодательные гарантии прав лиц с психическими расстройствами и этические принципы в сфере психиатрии
5 Нарушения прав отдельных категорий лиц с психическими расстройствами
5.1 Нарушения прав пациентов психиатрических стационаров
5.2 Нарушения прав пациентов психоневрологических интернатов
5.3 Нарушения прав детей в психиатрии
5.3.1 Дома-интернаты для детей с умственной отсталостью
5.3.2 Детские дома

5.4 Недееспособность


Список литературы

Введение

Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами, — негативно пристрастное отношение к людям, нарушение их прав или ограничение возможностей на основании наличия у них психического расстройства или психиатрического диагноза. Употребляется также термин психофобия, означающий социокультурное клише, связанное с боязнью, нетерпимостью и другими негативными чувствами относительно душевных заболеваний и душевнобольных. Факт, что психиатрический диагноз является стигмой, затрудняющей социальную адаптацию и реализацию предусмотренных законом прав, признан Всемирной психиатрической ассоциацией[1]. Нарушения элементарных свобод, отказ в предоставлении лицам с психическими расстройствами гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав характерны для многих стран мира и происходят как внутри медицинских учреждений, так и за их пределами[2].

1. Формы и способы дискриминации

В некоторых источниках выделяют такие разновидности (формы) дискриминации представителей тех или иных групп меньшинств, как дискриминация бытовая и институциональная (институционная)[3][4].

1.1. Бытовая дискриминация

Понятие, подразумевающее негативно пристрастное отношение к представителям того или иного меньшинства со стороны отдельно взятых лиц или малых общественных групп.

Бытовая дискриминация и стигматизация людей с психическими расстройствами и психиатрическими диагнозами в России и странах Западной Европы зачастую носят масштабный характер; они нередко приводят к развитию у человека комплекса неполноценности, ущербности, к социальной изоляции его семьи, чувству неловкости близких перед окружающими за его расстройство[5][6].

Психическое расстройство часто путают с психическим дефектом[7]. По данным социологического опроса, проводившегося в Орловской области, большинство респондентов, обнаруживая недостаточную компетентность в вопросах, касающихся клиники психических расстройств, демонстрировали высокую степень социального дистанцирования от душевнобольных, которая увеличивалась в тем большей мере, чем выраженней была субъективная значимость предполагаемого контакта и личная вовлечённость респондента в него. Опрос людей с психическими расстройствами показал, что многие из них стремятся скрывать факт наличия у них расстройства, испытывают неловкость, избегают общения с прежними знакомыми; в результате усиливается межличностная отгороженность и бытовая, семейная, трудовая дезадаптация, которые могут приводить к хронификации расстройства, частым рецидивам, злоупотреблению психоактивными веществами и т. п.[8] Сходные результаты показали и многочисленные обследования, проводившиеся в Великобритании и США[7][9]. Выделяют также понятие самостигматизации — заниженной самооценки под влиянием негативных представлений о психической болезни, вследствие которой лица с психическими расстройствами вживаются в роль инвалидов, становятся более зависимыми от помощи других людей[6][5].

1.2. Институциональная дискриминация

Этот термин подразумевает дискриминацию, имеющую место со стороны большой группы, общества, организации или социального института по отношению к представителям того или иного меньшинства. Институциональная дискриминация может происходить в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой, судебной системе и т. п.[10]:88

Наиболее частые способы институциональной дискриминации людей с психическими расстройствами и психиатрическими диагнозами:

· Неоправданные случаи недобровольной госпитализации[11]; недобровольное содержание в психиатрических стационарах большого количества людей, способных принимать самостоятельные решения в вопросах, касающихся их будущего[12].

· Нарушение права на информированное согласие (на обсуждение предлагаемых и альтернативных методов терапии и их возможных последствий, а также на отказ от лечения)[13][14][15][16].

· Отказ в выписке из больницы по желанию пациента (зачастую даже при добровольной госпитализации)[14][17] или в переводе в другой психиатрический стационар, невзирая на просьбы пациента и согласие представителей «принимающей» клиники[18].

· Излишняя медикализация немедицинской, непсихиатрической проблематики, связанной с поведением человека, например при социально-бытовых конфликтах[17].

· Унизительное и жестокое обращение в психиатрических стационарах[19][11][20], применение (формулировка ВОЗ) «неадекватных, унижающих достоинство и опасных методов лечения»[11].

· Лишение права иметь достойную работу, в том числе в государственных учреждениях, предприятиях и организациях[21][22]; нередко значительные проблемы с трудоустройством[23][7][9][24][5][11].

· Неправомерное увольнение человека с работы по причине его пребывания в психиатрическом стационаре[24][20].

· Отказ в приёме документов при поступлении в учебные заведения на основании наличия у человека психиатрического диагноза[24][20]; требование от абитуриентов высших и средних учебных заведений справки из психоневрологического диспансера о том, что они не состоят на диспансерном учёте, и предоставление психоневрологическими диспансерами информации по этому поводу[25].

· Нарушение права на образование по отношению к детям-инвалидам с отклонениями в психическом и умственном развитии: значительная часть таких детей не получает школьного образования вообще или поставлена в неадекватные условия получения образования[26].

· Трудности в получении жилья (отсюда большой процент людей с психическими расстройствами среди бездомных)[5][7][9][14].

· Лишение права распоряжаться собственным имуществом, в частности недвижимостью[27][20][28].

· Трудности в получении адекватной медицинской помощи при соматических заболеваниях как в психиатрических учреждениях, так и в общей системе оказания медицинской помощи[29][9][7]; в некоторых психиатрических учреждениях (например, психоневрологических интернатах) — лишение права на здоровое питание, минимально приемлемые жилищные условия, оплачиваемый труд[29].

· Трудности получения независимого психиатрического заключения: в российском законодательстве право пациентов на такое заключение отсутствует[25].

· Нарушение права на получение информации о своём здоровье, отказ в выдаче выписок из историй болезни[15].

· Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну (в случае участия человека с психическим расстройством в каком-либо уголовном процессе), тем или иным участникам уголовного судопроизводства, широкое освещение этих сведений в прессе и т. п.[30]

· Игнорирование права на юридическую помощь: невозможность обратиться к адвокату при недобровольной госпитализации; отказ органов суда и следствия рассматривать жалобы граждан, состоящих, по информации психоневрологических диспансеров, на учёте, невзирая на то, что по законодательству диспансеры имеют право предоставлять такую информацию лишь в случае нахождения человека с психиатрическим диагнозом под следствием[24][20][27]; трудности в возбуждении уголовного дела, если против лица с психиатрическим диагнозом совершено преступление[27].

· Нарушение презумпции невиновности в процессуальной практике: вывод о совершении человеком преступления и назначение принудительных мер медицинского характера только на основании эаключения судебно-психиатрической экспертизы о невменяемости — порой даже в тех случаях, когда следствием ещё не собраны доказательства и когда не вынесено судебное решение относительно виновности или невиновности[31][32].

· Нарушения политических прав (манипулирования голосами лиц с психическими расстройствами[20]; недопущение к участию в голосовании на выборах[25][33]).

· Лишение права на вождение транспортных средств[33].

· Частые случаи госпитализаций по социальным показаниям и перевода в психоневрологические интернаты пациентов, не имеющих постоянного места жительства или находящихся в конфликтных отношениях с родственниками, в положении излишней зависимости от них, — невзирая на то, что некоторые из таких пациентов вполне могли бы проживать у себя дома под присмотром добросовестного опекуна либо даже самостоятельно при наличии жилья и минимальной помощи[14].

· Государственная политика сегрегации в отношении детей с нарушениями психического развития — политика изъятия их из общества и содержания в закрытых учреждениях, приводящая к трудностям реабилитации, к социальной дезадаптации и к усугублению имеющихся у детей психических проблем[34][35].

· Закрытость системы психоневрологических интернатов, тяжёлые условия пребывания в них и изоляция содержащихся там пациентов от общества, отсутствие адекватного воспитания, образования и реабилитации, утрата возможности приобрести социальные навыки и адаптироваться к жизни: по достижении совершеннолетия воспитанники детских психоневрологических интернатов попадают обычно в интернаты для «психохроников»[34][35].

· Излишне частое лишение граждан, страдающих психическими расстройствами, дееспособности[36][37][38][39]:199, при отсутствии в России института частичной (парциальной) дееспособности[36][37], отсутствии надлежащих материальных и процедурных гарантий против непропорционального ограничения прав[36]; частые нарушения прав недееспособных лиц[37][39]:201[40]; низкий уровень правовой защищённости недееспособных, помещённых в психиатрические больницы и психоневрологические интернаты, нередко полная их зависимость от этих учреждений, зачастую выполняющих, в соответствии с законодательством, функции опекунов[27]:430[36].