План
Введение
1 Предыстория войны
2 Начало войны
3 Победы и реформы Клеомена
4 Успехи Клеомена
5 Вмешательство Македонии
6 Битва при Селласии
7 Итоги войны
Список литературы
Клеоменова война
Введение
Клеоменова война (229/228-222 гг. до н. э.) — война Спарты против Ахейского союза и Македонии за гегемонию на Пелопоннесе.
1. Предыстория войны
В конце III в до н. э. Спарта, в которой к тому времени провалились реформы Агиса IV, значительно ослабела и находилась в глубоком упадке. Резко сократилось число полноправных граждан (до нескольких сотен), землёй владели не более ста граждан, а остальные представляли собой нищую толпу[1]. Резко усилилась вражда двух царских домов, всем заправляла коллегия эфоров[2]. Спарта ослабела и в военном плане. Вторжение этолийцев в 242 г. до н. э. в Лаконику не встретило серьёзного сопротивления, этолийцы разграбили Лаконику и угнали в рабство до 50 тыс. её жителей[3].
В 235 г. до н. э. после смерти своего отца Леонида II на царский трон Спарты взошёл Клеомен III. В отличие от Агиса IV, Клеомен был более рациональным политиком. Он постарался учесть ошибки Агиса IV и решил соединить идею возрождения могущества Спарты с усилением царской власти и созданием ей надёжной опоры.
Вместе с тем Ахейский союз, образованный в 80-х гг. III в до н. э., к 229 г. представлял собой уже серьёзную силу, претендующую на преобладание на Пелопоннесе. Объединив север и восток Пелопоннеса, а также города Аркадии, ахейцы устремили взор на Лаконику. Особенно на присоединении Спарты настаивал Лидиад, занимавший должность стратега Ахейского союза. Военно-политическое противостояние между двумя государствами было неизбежным.
2. Начало войны
Клеомен понимал, что усилить свой авторитет он может только с помощью военных побед. В 229 г. до н. э. начались боевые действия. Клеомен захватил аркадские города Тегею, Мантинею, Кафии и Орхомен, до того бывших союзниками этолийцев. Этолийцы не предприняли никаких мер против Спарты. Тем самым они способствовали усилению Клеомена перед неизбежным столкновением с Ахейским союзом[4].
По поручению эфоров Клеомен также захватил пограничный городок Бельбину на границе Лаконики и мегалопольской области, а также укрепил возле него Афеней. В то же время ахейский стратег Арат попытался при помощи измены захватить занятые спартанцами Тегею и Орхомен. Однако заговорщики испугались, и затея Арата сорвалась. Здесь имела место переписка между Клеоменом и Аратом. Клеомен написал Арату, осведомляясь словно у приятеля, куда это он ходил ночью. Тот написал ему в ответ, что получил сведения, что Клеомен хотел укрепить Бельбину и имел намерение ему помешать. Клеомен следующим письмом заверил Арата, что нисколько не сомневается в его словах, но просит не счесть за труд объяснить, зачем ему тогда потребовались факелы и лестницы. Арат, которого рассмешила эта переписка, спросил спартанского изгнанника Дамокрита, кто таков этот Клеомен, и получил ответ: «Если ты замышляешь что-нибудь против Спарты, то тебе нужно торопиться, пока у этого петушка не отросли шпоры»[5].
Клеомен, укрепив пограничный городок, отошёл в Лаконику, но Арат сразу же захватил Кафии. В ответ Клеомен взял Мефидрий к югу от Кафий и вторгся в аргосскую область. Этими действиями было показано, что мир более невозможен.
В следующем 228/227 году стратегом Ахейского союза был выбран Аристомах, бывший тиран Аргоса, а на союзном собрании ахейцев было решено объявить Спарте войну. В Лаконику двинулось ахейское войско из двадцати тысяч пехоты и тысячи конницы под командованием Арата и Аристомаха. Клеомен с пятитысячной армией встретил их у Паллантия на тегейской границе. Сражение, однако, не состоялось, так как Арат не отважился атаковать решительно настроенных спартанцев и приказал отступить несмотря на негодование ахейцев[5]. Тем самым Клеомен без боя одержал победу над значительно превосходящими силами противника.
В следующем 227/226 году стратегом Ахейского союза был снова избран Арат, а не выдвигавшийся на ту же должность Лидиад[6]. Арат немедленно вторгся в союзную этолийцам Элиду. Так как этолийцы не оказали помощи Элиде, то элидяне обратились к Клеомену. В столкновении у горы Ликея в мегалопольской области между спартанцами и возвращающимися с добычей ахейцами произошло сражение, в котором ахейцы потерпели решительное поражение[7]. Прошёл даже слух, что в битве погиб сам Арат, но он быстро доказал обратное, с остатками войск внезапно захватив Мантинею и снова присоединив её к Ахейскому союзу. Метеки, проживавшие в Мантинее, были признаны гражданами города, составив тем самым проахейскую партию[6].
3. Победы и реформы Клеомена
После победы Клеомен был отозван обратно в Лаконику — эфоры начали опасаться победоносного царя. Клеомен открыто симпатизировал старым ликурговским порядкам, заручился поддержкой молодёжи и обладал авторитетом у спартанцев и наёмников. К тому же ещё не был забыт Агис IV, и периэки и малоимущие спартанцы возлагали на Клеомена надежды на перемены. Этого было достаточно, чтобы правящая олигархия начала опасаться молодого царя. Напрямую избавиться от Клеомена правящая верхушка не решалась, так как в этом случае не смогла бы противостоять натиску ахейцев. Политика эфоров заключалась в том, чтобы пользоваться Клеоменом и одновременно сдерживать его[8].
Тогда же умер второй царь Спарты из рода Эврипонтидов Эвдамид III. Клеомен пригласил на царство брата Агиса IV Архидама, до того проживавшего изгнанником в Мессении. Спартанская олигархия, погубившая Агиса IV, а Архидама заставившая спасаться бегством, опасалась его мести, и сразу по прибытии в Спарту Архидам был убит. Молва приписывала убийство последнего из рода Эврипонтидов Клеомену, хотя оно было для него невыгодным. Возможно, это убийство было уступкой Клеомена эфорам, чтобы ещё пользоваться их поддержкой[9]. В то же время Клеомен, подкупив эфоров, добился от них разрешения продолжать войну[10].
Спартанский царь снова вторгся в мегалопольскую область, захватив деревню Левктру к югу от Мегалополя. Арат с войском немедленно выступил ему навстречу. В сражении при Ладокиях под Мегалополем ахейские легковооружённые отряды опрокинули спартанцев и преследовали их до самого лагеря, ахейская фаланга уже двинулась на основные спартанские силы, но неожиданно была остановлена Аратом, который занял крепкую позицию перед каким-то рвом и счёл это достаточным. Возмущённый нерешительностью Арата, Лидиад вопреки приказу собрал вокруг себя конницу и ударил на правое крыло спартанцев, оттеснил их далеко назад, но слишком увлёкся преследованием, был окружён легковооружёнными воинами и пал в сражении при полном бездействии Арата. Спартанцы, обратив в бегство ахейскую конницу, смяли и поддавшуюся общей панике ахейскую пехоту, нанеся противнику тяжёлое поражение и большие потери. Клеомен почтил Лидиада как достойного противника, храбро сражавшегося и павшего под стенами родного города. Покрыв тело Лидиада багряницей и венком, Клеомен отправил его в торжественной погребальной процессии к воротам Мегалополя[10].
Поражение и гибель Лидиада вызвали в Союзе бурю возмущения против Арата. Его приказания перестали выполняться, а союзное собрание в Эгионе даже постановило лишить его средств на продолжение войны. От Арата даже требовали сложить полномочия стратега, на что он, однако, не пошёл[11].
Клеомен же счёл момент благоприятным для переворота в Спарте. Он отправился в военный поход, взяв с собой в основном тех из граждан, которых считал своими противниками. Клеомен захватил Герею и Азею, обеспечил припасами подвергавшийся атакам Орхомен и осадил Мантинею. Успехам Клеомена не помешало даже поражение под Орхоменом, где Арат победил спартанский отряд, потерявший триста человек убитыми и командира — отчима Клеомена Мегистоноя — пленным. Оставив донельзя утомлённое боевыми действиями и просившее передышки войско в Аркадии, царь с наёмными отрядами неожиданно вернулся в Спарту, упредив встречные действия олигархов. Здесь он послал убийц, перебивших всех эфоров, кроме Эгиалея, который спасся в храме. На следующий день Клеомен изгнал восемьдесят граждан, самых ярых приверженцев олигархии, низверг сиденья эфоров, кроме одного, которое занял сам, и на народном собрании объявил о проведении реформ. Он провёл кассацию долгов, создал 4 тысячи новых земельных наделов, в состав спартиатов включил ряд периэков и иностранцев, упразднил институт эфоров, а своего брата Эвклида провозгласил вторым царём. Им был восстановлен весь старинный спартанский образ жизни по ликурговым законам[12].
4. Успехи Клеомена
В следующем, 225 г. до н. э., Арат отказался от участия в выборах в стратеги под неубедительным предлогом раздражения и гнева на ахейский народ, и стратегом стал Тимоксен. Плутарх пишет об этом:
Вот за что и порицают Арата, который в жестокую бурю, обрушившуюся на государство, бросил кормило и передал другому, меж тем как долгом его было сохранить за собою руководство даже вопреки воле подчинённых и спасать общее дело[13]
Клеомен опять вторгся в область Мегалополя, разграбив её и вернувшись с богатой добычей. От Ахейского союза отпала Мантинея, призвавшая к себе Клеомена. Победы царя вызвали брожения в союзе, который не выполнял возложенных на него обязательств по защите входящих в него городов. Особенное возмущение вызывали действия Арата, который не мог защитить ахейцев, но продолжал держать власть в своих руках. Быстрое усиление и победы Спарты поставили ахейцев перед дилеммой — подчиниться спартанцам и признать их гегемонию, либо прибегнуть к помощи извне. Союз ахейцев с этолийцами против спартанцев ещё более осложнил бы обстановку, так как враждебная этолийцам Македония немедленно заключила бы союз с Клеоменом и развернула войну с этолийцами в Фессалии. Египет, традиционно поддерживавший ахейцев, теперь выступил на стороне Спарты[14]. В этих условиях Арат решился на переговоры с Македонией.