Оглавление.
Экономическое, социальное и духовное развитие. 7
Завоевание русских земель монголо-татарами.12
Формирование системы управления централизованного Российского государства.12
Историческое значение образования. 15
Список используемой литературы:17
Славянская история имеет несколько основных этапов становления государственности. Важным периодов в истории славян является IХ в. В это время, как считает большинство историков, у славян возникает государство. В жизни каждого народа в древности наступал момент, когда первобытные порядки переставали обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения равенства внутри племен и между племенами и усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая бы стояла над обществом и регулировала отношения в нем. Такой силой является государство, выполняющее функции управления обществом, регулирования отношений между его членами, а также организации защиты от внешних врагов. Основной причиной его возникновения считают необходимость в отражении военной опасности, которую представляли набеги варягов, племен хазарского каганата и др., а также экономический рост, развитие торговли и усложнение социальных отношений.
В «Повести временных лет», одном из первых летописных документов (авторство которого приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору), записаны предания о расселении древних славян и возникновении Русского государства. В ней говорится, что племена славян покинули римскую провинцию Норик, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией (Венгрией) и двинулись на восток. Летописец Нестор начинает историю Древнерусского государства с легендарных братьев Кия, Щека и Хорива, которые с сестрой Лыбедью поселились на Днепре и основали город Киев – будущую столицу древней Руси.
Существует также теория возникновения Русского государства «извне». Она называется «норманнской» и опирается на факты. Согласно этой теории, государство было привнесено с приходом на Русь выходцев из Скандинавии. Древних скандинавов называли норманнами. Они славились своей воинственностью, имели сходство со славянами в образе жизни и культурных традициях. В «Повести временных лет» (859г.) говорилось: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, со славян. С мери, с кривичей; хазары – с полян, с северян, вятичей». В 862г. Славянские летописцы упоминали уже и о конфликтах с варягами: «Изгнали варяг за море, не дали дани, стали искать князя, чтобы править…». Очевидно, речь шла о конфликте с одним из скандинавских племен, так как в поисках князя славяне также «пришли к варягам, звавшимся русью». В итоге подобных поисков из скандинавских земель на Русь пришли три брата – Рюрик, избравший своей столицей город Новгород, Синеус, поселившийся в городе Белоозеро, и Трувор, выбравший себе Изборск. Синеус и Трувор вскоре умерли, и Рюрик остался правителем, обладавшим властью и городами. В новгородских летописях указывается время правления Рюрика – 862 – 879г.г.
Исходя из имеющихся исторических данных, можно сделать вывод о том, что древние славяне были открытым обществом и этносом, способным принять элементы чужой культуры, опыта и государственности.
Историки до сих пор спорят, «участвовали» в создании Русского государства иностранцы или нет. По этому вопросу ученый мир раскололся на «норманистов» - сторонников «норманнской» теории, и «антинорманистов». Одной из политических причин спора было то, что норманнскую теорию активно поддерживали представители иностранной науки, стремившиеся доказать изначальную отсталость Руси. К их числу следует отнести немецкого ученого А.Л.Шлецера, который на основании изучения всех имеющихся списков древнерусских летописей (Никоновской, Радзивилловской) сделал вывод о многократной правке и неточностях произведений древнерусского летописца Нестора. В XIX в. с критикой фактов, изложенных в рукописи Нестора, выступил историк М.П.Погодин. Он считал, что само слово «Русь» скандинавского происхождения. Норманскую теорию защищало большинство историков XIX в. – С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин и другие.
Первым с резкой критикой норманнской теории выступил М.В.Ломоносов, который доказывал, что еще до «призвания» варягов русские уже имели свою историю, культуру и государство. Позже его точку зрения разделяли ученые XIX в Д.Щеглов и С.Гедеонов. В работе С.Гедеонова «Варяги и Русь» сопоставляются особенности русского и скандинавских языков, на основании чего автор делает вывод о прибалтико-славянском происхождении «руси». Его взгляды разделяли представители революционно-демократического течения (лагеря) – В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Оригинальную версию выдвигает историк В.О.Ключевский. Он считает, что в возникновении Древнерусского государства большую роль играла военно-купеческая аристократия, состоявшая сначала из местных, а потом также из варяжских представителей.
К началу ХХ в. споры между историками сошли на нет. Победили сторонники «норманнской теории». В послереволюционный период активизировались усилия «антинорманистов». Б.А.Рыбаков, П.А.Третьяков, П.Д.Греков, опиравшиеся в своих трудах на археологические данные, определяли роль норманнов как «вспомогательную». Точка в этом споре не поставлена до сих пор.
Русское государство активно развивается с IXв. В этот период уже выделяются центры поселений славянских племен. Проторусские племена жили на землях вокруг Новгорода, кривичи выбрали центром своих земель город Полоцк, меря – Ростов, весь – Белоозеро, мурома – Муром. Все эти племена управлялись варягами. До середины IXв. Русь управлялась единым князем, которого в «Слове» Данилы Заточника называют «отец» слугам. Но этот отче, судя по источнику, вполне мог окняжить земли своих «сыновей»: шел захват земли и владений сильными воинами.
Во второй половине IXв. столицей Древнерусского государства становится более благоприятный в климатическом и экономическом отношении Киев. В 882г. Наследник Рюрика Олег переселяется в Киев. Он много времени проводит в военных походах, подчиняя себе окрестные племена – древлян, северян, радимичей. Олег ходил с завоевательныи походами против уличей и тиверцев, а в 907г. дошел даже до столицы Византии – города Царьграда (Константинополя). В знак победы над городом он «повесил свой щит во вратах града», как писали древние летописцы. Согласно легенде, этот русский князь был назван «вещим», ибо предвидел свою смерть. После смерти Олега новая столица Древней Руси – город Киев – перешел Игорю, сыну Рюрика, воспитанного Олегом. С этого времени Киев окончательно становится центром русских земель. Игорь совершает ряд военных походов: на Византию (941г.), новый поход на Константинополь (945г.), поход на древлян (945г.). В ходе последнего похода он был убит. Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила, разорив земли древлян, и правила Русью до взросления сына Святослава. Святослав подчинил своей власти вятичей, нанес в 965г. Поражения хазарам, победил северокавказские племена и волжских булгар.
Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией, во главе которой стоял князь Киевский. Власть князя передавалась по наследству и опиралась на военную силу – дружину. В Х – первой половине XIв. Русь сохраняла политическое единство. Князь и его дружина были вершиной государственной власти; дружина еще не была расколота. Князь с дружиной и родственниками собирал дань с подчиненных племен (полюдье), вершил суд и осуществлял управление территорией. К XIIв. уже имелось четкое деление дружины на «бояр думающих» и «мужей храбрствующих». В «Слове» Даниила Заточника рассматриваются варианты карьеры того времени: а) милость князя; б) боярская служба; в) монастырь; г) женитьба на богатой женщине. Большую роль играли вечевые собрания, где городские жители решали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности в IX –X вв. находились в начальной стадии. На формирование русской государственности большое влияние оказали контакты с иноземными племенами, происходившие в моменты военных походов, а также мирное межкультурное взаимодействие. В период первых русских князей (IX – середина Хв.) шло расширение территории государства. Русским князьям приходилось много воевать, но их походы часто были успешными. В частности, князь Святослав в Хв. нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, воевал с Хазарским каганатом, Тьмутараканью и печенегами. Военные контакты этого периода позволили русичам ознакомиться с масштабами распространения ислама. Столица, перенесенная из Новгорода в Киев, отстраивалась и украшалась, наполнялась предметами зарубежной культуры после регулярных военных походов русских князей (в частности, похода Олега в 911г. в Царьград) в этот период уже существовали международные акты, оговаривающие права русских в чужих землях (Закон Русский, по которому судили жителей Киевской Руси в греческих землях), договоры, обеспечивающие возможность продажи в Византии вывозимой с Руси дани. Военные походы были способом приобретения личного богатства, в качестве которого выступали захваченные земли, предметы роскоши и рабы. Особенностью социального строя Древней Руси было отсутствие рабства как такового. Хотя славянский мир, как и Скандинавия, не знал рабства, но в единичных случаях рабство присутствовало в виде рабов – холопов, которыми, которыми, как правило, становились военнопленные. Князь, стоявший во главе племени, раздавал своим приближенным – боярам и дружинникам – пожалования – земли и часть дани, собранной в военных экспедициях. Подобные раздачи были необходимы, так как приближенные были верной опорой князю в военных походах – основных занятиях древнерусского правителя. Например, Владимир Мономах провел в течение жизни 83 крупных похода, не считая мелких. В подобной ситуации было выгодно находиться постоянно при князе и участвовать в раздаче пожалований. Постепенно коллективная феодальная собственность, когда феодалы не стремились отделиться, а жили при дворе князя, становилась господствующей. Князь ведал военным и международным делом, собирал дружину и ополчение, назначал чиновников, посадников, тиунов, мытников, судил народ лично и при помощи тиунов.