Смекни!
smekni.com

Красное колесо Солженицын А И Февраль семнадцатого 23 февраля (стр. 3 из 222)

Возбуждённый гул.

= Валят рабочие размашистой гурьбой по бурому

рабочему проспекту.

К гурьбе ещё гурьба из переулка. Много баб, те

посердитей.

Валит толпа уже в сотен несколько, сама не зная,

ничего не решено,

мимо одноэтажного заводского цеха.

Оттуда посматривают, через стёкла, через форточки.

Им тогда:

— Эй, снарядный! Бросай работу! Присоединяйсь.

Хлеба!!

Остановились вдоль, уговаривают:

— Бросай, снарядный! Пока хвосты — какая

работа? Хле-ба!

Чего-то снарядный не хочет, даже от окон отходит.

— Ах вы, суки несознательные! Да у вас своя

лавка, что ль?

— Значит, что ж, каждый сабе?

— Да ты ему — по стеклам! по стеклам!

Звон. Разбили.

На ступеньки вышел плотный старый мастер, без

шапки:

— Что фулиганите? У каждого своя голова. Себе

в сусек, что ль, снаряды складываем?

А в него — ледяным куском:

— Своя голова?

Схватился мастер за голову.

Гогот.

= А у снарядного-то и караул постаивает пехотный.

Дюжина, с унтером.

Не шевельнётся, хоть и бей друг друга, нам-то что? Мы

снаряды охороняем.

= Гурьба рабочих подростков.

Побежали! как в наступление!

И в широких раскрытых заводских воротах — что с

этой оравой поделаешь? — сторожа обежали,

закрутили его,

полицейского — обежали —

и-и-и! по заводскому двору!

и-и-и! во все двери, по всем цехам!

Голоса из детского хора:

— Бросай работу!.. Выходи на улицу!.. Все на

улицу!.. Хле-ба!.. Хлеба!.. Хле-ба!..

= Сторож схватился ворота заводить,

высокие сильные полотнища ворот вместе свести,

а уже и здоровых рабочих полсотни бежит снаружи —

да с размаху! —

скрежет,

и одно полотнище сорвалось с петли, зачертило углом,

перекособочилось,

теперь все вали, кто хошь.

Полицейский — руки наложил на одного,

а его самого — палкой, палкой! Шапку сбили, отстал.

= Разгорается солнышко. Переливается по снежинкам в

сугробах.

Валит толпа — буянить, не скрываясь.

Гул голосов.

* * *

= Большой проспект Петербургской стороны.

Пятиэтажные дома как слитые, неуступные, подобранные по

ранжиру. Стрельная прямизна.

Дома все — не простые, но с балконами, выступами,

украшенными плоскостями. И — ни единого дерева

нигде. Каменное ущелье.

А внизу — булочная Филиппова, роскошная. В трёх окнах —

зеркальные двойные стёкла, за ними —

пирожные, торты, крендели, ситники.

Молодой мещанин ломком размахнулся, —

от него отбежали, глаза защитили, —

а вот так не хочешь?

Брызь! — стекло зеркальное.

И — ко второму.

Брызь! — второе.

И — повалила толпа в магазин.

= А внутри — всё лакированное, да обставленное, не как

в простых лавках.

Чёрный хлебец? — тут утеснён. А буханки воздушные!

А крендели! А белизна! А сладкого!..

А вот так — не хочешь? — палкой по стеклянному

прилавку!

А вот так не хочешь? — палкой по вашим тортам!

Отшарахнулась чистая публика, обомлелая.

И продавцы — не нашлись, раззинулись.

Бей по белому! бей по сладостям! Мы не жрём — и вы

не жрите!

Не доводите, дьяволы!!..

* * *

Позванивая,

= от Финляндского вокзала по переулку, через суету

возбуждённого народа на мостовой, пробирается трамвай.

Группка рабочих стоит, забиячный вид. Чертыхнулись:

— Ну куда прёшь, не видишь?

Вожатый трамвая стоит на передней площадке за

стеклом, как идол, и длинной ручкой крутит в своём

ящике.

Догадка! Один рабочий вскочил к нему туда, на

переднюю площадку —

не понимаешь по-русски? Отпихнул его,

сорвал с его ящика эту ручку — как длинный рычаг

накладной,

и с подножки народу показывая, над головой тряся

длинную вагонную ручку! —

соскочил весело.

Видели! Поняли! Понравилось!

Остановился трамвай, нет ему хода без той ручки.

Глядит тремя окнами передними,

и вагоновожатый посерёдке, лбом в стекло.

= Хохочет вся толпа!

* * *

= На Литейном мосту, перегораживая собою,

и на набережной рядом

стоят наряды полиции. Нет, толпу они не пропустят.

А толпы — и нет. А просто: мастеровые, от смены

свободные, в город идут, по делу или быстро гуляя,

быстро гуляя, группами по пять, по нескольку человек,

на ходу разговаривая.

Косится полиция. А и нельзя ж людям ходить запретить.

Косятся и на полицию из-под чёрных фуражек, треухов.

Косятся, ничего не говорят. Вид у них мрачный.

= А по тот край моста — за углами остаиваются, густеют,

соединяются.

И вот уже по проспекту — едва не толпой.

А впереди — мальчишки, с весёлым приплясом, да как

барабанят, и орут:

— Дай-те! хле-ба! Дай-те-хле-ба!

= На зимнем небе — весенний весёлый свет. Растянутые

облачка.

* * *

= А на Невском — какое же гулянье, в легкоморозный

солнечный денёк! Да какие же санки лихие

проскакивают. С колокольчиками!

Сколько публики на тротуарах, и самая чистая: дамы

с покупками, с прислугой, офицеры с денщиками.

Господа разные. Оживлённые разговоры, смех.

Даже что-то слишком густо на тротуарах. На мостовой —

всё прилично, никто не мешает извозчикам,

трамваям, а на тротуарах — стиснулись, как не

гуляют, а в демонстрацию прут.

А-а, да тут и мещане, и мастеровые, и простые бабы, и

всякая шерсть, втесались в барскую толпу, это

среди рабочего-то дня, на Невском!

Но и чистая публика ими не брезгует, а так вместе и

к плывут, как слитное единое тело. И придумали

такую забаву, сияют лица курсисток, студентов:

толпа ничего не нарушает, слитно плывёт по тротуару,

лица довольные и озорные, а голоса заунывные,

будто хоронят, как подземный стон:

— Хле-е-еба... Хле-е-еба...

Переняли у баб-работниц, переобразили в стон, и все

теперь вместе, всё шире, кто ржаного и в рот не

берёт, а стонут могильно:

— Хле-е-еба... Хле-е-еба...

А глазами хихикают. Да открыто смеются, дразнят.

Петербургские жители всегда сумрачные — и тем

страннее овладевшая весёлость.

А мальчишки, сбежав на край мостовой, там шагают-

барабанят, балуются:

— Дай!-те!-хле!-ба! Дай!-те!-хле!-ба!

= Там-сям наряды полиции вдоль Невского.

Обеспокоенные городовые.

Где и конные.

А — ничего не поделаешь, не придерёшься. Это как будто

и не нарушение. Глупое положение у полиции.

* * *

А по Невскому, по сияющей в солнце стреле Невского,

в веренице уходящих трамвайных столбов —

этих трамваев, трамваев что-то слишком густо, там

какая-то помеха, не проедешь:

цепочкой стоят один за другим. Публика из окон

выглядывает, как дура, не знает, что дальше будет.

Передняя площадка одна пустая.

Другая пустая, и переднее стекло выбито.

А по мостовой идут пятеро молодцов, мастеровые или

мещане, с пятью трамвайными ручками, длинными!

и размахались ими, как оружием,

под общий хохот. С тротуаров чистая публика —

смеётся!

Помощник пристава, это видя,

деловито, быстро пробирается меж толпы —

уверенно идёт, как власть, по сторонам не очень и

смотрит,

ничего дурного не ждёт, а если ждёт, так отважен, —

протянулся ключ отобрать у одного —

а сзади его по темени — другим ключом!

да дважды!

Крутанулся пристав, и свалился без сознания,

вниз, туда, под ноги. Нету.

= Хохочет, хохочет чистая невская публика!

И курсистки.

* * *

= Ребристый купол Казанского собора.

Знаменитый сквер его между дугами античных аркад

забит публикой, всё с тем же весёлым вызовом лиц и

заунывным стоном:

— Хле-е-еба... Хле-е-еба...

Понравилась игра. Барские меховые шапки, котелки,

модные дамские шляпки, простые платки и чёрные

картузы:

— Хле-е-еба... Хле-е-еба…

= А по бокам собора стоят наряды драгун, на добрых

крупных конях.

И офицер их, спешенный, поговорив с высоким

полицейским чином,

вскакивает в седло, даёт команду

не очень громко, толпе не слышно, —

и драгуны по полудюжине разъезжаются крупным

шагом,

и так по полудюжине, в одном месте, в другом,

наезжают на тротуары! прямо на публику!

конскими головами и грудями, взнесенными как

скалы!

а сами ещё выше! —

но не сердятся, не кричат, и никаких команд, —

а сидят там, в небе, и наезжают на нас!

= Деваться некуда, разбегается публика всех состояний,

шарахается волной —

прочь от сквера, в соседние проезды,

в парадные, в подворотни. Кто в снежную кучу

врюхнулся.

Свист из толпы.

И — гордо кони выступают по пустым местам.

Но как съедут — на эти же места, и на тротуары —

снова толпа.

Правила игры! Никто ни на кого не сердится. Смеются.

= А подле Екатерининского канала, по ту сторону

Казанского моста —

полусотня казаков-донцов, молодцов — с пиками.

Высоко! Стройно! Страшно! Лихие, грозные казаки с

коней косо посматривают.

К офицеру подъехал в автомобиле большой чин:

— Я — петербургский градоначальник генерал-

майор Балк. Приказываю вам: немедленно

карьером — рассеять эту толпу — но не

применяя оружия! Откройте путь колёсному и

санному движению.

= Офицер — совсем молоденький, неопытный.

Смущённо на градоначальника.

Смущённо на свой отряд. И вяло,

так вяло, не то что карьером — удивительно, что

вообще-то подтянулись, с места стронулись

шагом, а пики ровно кверху,

шагом, кони скользят копытами по накатанной

мостовой,

через широкий мост и по Невскому.

Градоначальник из автомобиля вылез — и рядом

пошёл.

Идёт рядом — и не выдерживает, сам командует:

— Ка-рьер!

Да разве казаки чужую команду примут, да ещё от

пешего?

Ну, перевёл офицерик свою лошадь на трусцу.

Ну, и казаки, так и быть.

Но чем ближе к толпе — тем медленнее...

Тем медленнее... Не этак пугают... Пики — все кверху,