План
Введение
1 Общая характеристика
2 Государственное устройство
3 Социальная структура
3.1 Первое и второе сословия
3.2 Третье сословие
4 Аграрные отношения
5 Торговля и финансы
6 Развитие общества и общественные институты
7 Язык
8 Попытки трансформации Старого порядка во второй половине XVIII в.
10 См. далее
Введение
Ста́рый поря́док (также Старый режим; Дореволюционная Франция; фр. Ancien Régime, Ансьен Режим) — политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI - начала XVII вв. до Великой Французской революции. Как пишет французский историк П.Губер, «Монархия Старого порядка родилась в гражданских войнах, которые привели Францию к краху во второй половине XVI в.» [1]. Однако некоторые его черты возникли еще ранее, в XV-XVI вв. Особенности Старого порядка во многом предопределили Великую Французскую революцию и ее характер:
Французская революция останется лишь темным местом для тех, кто не захочет видеть ничего, кроме нее; свет, способный ее прояснить, надо искать во времени, которое ей предшествовало. Без четкого представления о старом обществе, его законах, его пороках, его убожестве и величии, никогда не станет понятно, что же делали французы в течение шестидесяти лет, последовавших за его падением… А.Токвиль [2]
1. Общая характеристика
По словам П.Губера, «Старый порядок – это прежде всего, форма общества» [3]. Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нем отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка. Сильный удар по феодальным пережиткам был нанесен кардиналом Ришельё в начале XVII в. Как указывает историк Р.Мандру, он уничтожил замки-крепости французских герцогов и баронов, сохранившиеся со времен средневековья, распустил их частные армии, запретил дуэли и ввел полицейские ограничения на свободы французской знати [4]. С этого момента во Франции окончательно сформировался абсолютизм – сильная неограниченная власть монарха, которая также нехарактерна для феодализма с его системой рыхлой вассальной зависимости («вассал моего вассала – не мой вассал»).
Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена (см. далее). А.Токвиль сравнивал некоторые черты Старого порядка с Индией до ее колонизации англичанами [5], другие авторы той эпохи проводили параллель с Персидской империей античной эпохи и сравнивали французские провинции с персидскими сатрапиями, есть много общих черт с Китаем XIV-XVIII вв., что позволяет некоторым авторам относить Старый порядок к особому типу общества, не феодальному и не капиталистическому, который в основном был характерен для стран Востока [6]
Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Все французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.
Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма. Период до заключения Утрехтского мира (1714), пока могущество Франции шло вверх, принято называть великим веком (Grand Siècle), а последующее время — веком галантным. После революционных потрясений многие французы с ностальгией вспоминали «старые порядки». Талейран как-то заметил, что не жившие при старом режиме не могут знать, что такое сладость бытия.
2. Государственное устройство
См. также Абсолютная монархия во Франции
Многие черты государственного устройства Франции имели внешнее сходство с другими европейскими странами. Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах – местные муниципальные органы. Однако были и важные отличия, делавшие Францию непохожей на ее соседей.
Важнейшее из них состояло в системе продажи государственных должностей (paulette), охватывавшей весь государственный аппарат как в Париже, так и в провинциях. Практика продажи государственных должностей появилась во Франции еще в начале XVI в. при Людовике XII, но в окончательном виде сложилась в начале XVII в. при Генрихе IV, когда эта система стала всеохватывающей, пожизненной и наследственной, и просуществовала до 1789 г. Стоимость высших государственных должностей в последние десятилетия перед Великой французской революцией достигала 200-300 тыс. ливров (фунтов) и более, что было эквивалентно стоимости роскошного отеля с полной обстановкой [7]. Вместе с покупкой должности чиновник получал право на пожизненную «ренту», которая, как правило, позволяла многократно окупить произведенные затраты. По словам А.Токвиля, система продажи должностей постепенно стала чем-то столь странным, чего никогда ранее не было видано в мире [8].
Указанная практика являлась одной из важных причин неэффективности и крайнего бюрократизма французской государственной машины, которые сохранялись до самой революции 1789 г. Как пишет Р.Мандру, введение системы продажи должностей во Франции в начале XVII в. привело к бесконтрольности чиновников и чиновничьему произволу: чиновники полагали, что приобретая должность, да еще пожизненную и с правом наследования, они получают полную независимость в своих действиях от центральной власти [9]. А.Токвиль указывал, что в результате существования данной системы во Франции появилось «невероятное количество совершенно бесполезных, а то и вредных, должностей… Таким образом соорудили себе столь огромную, замысловатую, громоздкую и непроизводительную административную машину, что пришлось оставить ее некоторым образом работать вхолостую, а за ее пределами изготовить для себя простой и удобный в обращении инструмент управления, с помощью которого и сделать по-настоящему то, что все эти чиновники делали для виду» [10].
Примером существования таких параллельных структур с одинаковыми функциями может служить институт королевских интендантов в провинциях, который был введен Ришельё и укрепился в последующий период. Интенданты обладали широкими полномочиями, которые превосходили полномочия провинциальных губернаторов (глав провинций) и парламентов, и их функции во многом дублировали функции последних (налоги и финансы, внутренняя политика, судопроизводство и т.д.). Известный финансист англичанин Лоу был изумлен этой особенностью французской системы управления: «Никогда бы не поверил в то, что видел сам, будучи контролером финансов. Знайте же, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У вас нет ни парламента, ни штатов, ни наместников; есть только тридцать стряпчих, разосланных по провинциям, от которых и зависит счастье или несчастье этих провинций, их изобилие или бесплодие» [11].
Система покупки и пожизненного владения государственными должностями была постоянным источником коррупции. Приобретя должность, каждый чиновник стремился окупить произведенные затраты, используя при этом свое служебное положение. Историками приводятся примеры крупных состояний, аккумулированных чиновниками за годы своей службы, в то время как в момент начала своей карьеры некоторые из них были бедны [12].
В 1771 г. Людовик XV попытался отменить куплю-продажу и наследование ряда должностей, но этот план встретил сильное противодействие со стороны аристократии, и после смерти короля о нем забыли [13].
3. Социальная структура
3.1. Первое и второе сословия
Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия. Например, в составе парламента провинции Бретань в период с 1660 по 1789 гг. не было ни одного члена этого государственного органа, не имевшего дворянский титул [14].
Одновременно с продажей государственных должностей во Франции широко распространилась и практика продажи дворянских титулов. Этим широко пользовались нувориши из третьего сословия, которые через данный механизм превращались в дворян. Новый слой дворянства, образовавшийся посредством покупки титулов, называли «дворянство мантии» (noblesse de robe), в то время как старую потомственную аристократию называли «дворянством шпаги» (noblesse d’épée).
В результате указанной практики в течение существования Старого порядка произошло очень сильное «разводнение» французского дворянства разбогатевшими выходцами из третьего сословия. Например, в Парижском парламенте в XVIII веке из 590 его членов лишь 6% относились к потомкам старой аристократии, существовавшей до 1500 г., а 94% членов парламента принадлежали семьям, получившим дворянский титул в течение XVI-XVIII вв. По мнению историков, к XVIII в. между новым и старым дворянством исчезли сколько-либо существенные различия, и они сформировали единую «касту» [15].
В середине XVIII в. возникла теория, пользовавшаяся популярностью среди французской аристократии, согласно которой дворянство во Франции произошло от «расы завоевателей» - франков, в то время как всё остальное население было потомками галльских крестьян, якобы в свое время покоренных франками; таким образом, особое положение аристократии получило расовое обоснование [16].