3.1. Еврейская «химера»
Л.Н. Гумилёв указывал на «непассианарную» роль еврейского народа, приводя примеры: «Однако характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских взаимоотношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекли из хазарского этноса детей ... чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели её к упрощению [25]».
Этнограф В.А. Шнирельман пишет: «...Природной средой конкретного региона, то есть этносы и субэтносы развивались в своих экологических нишах. Поэтому их соперничество в борьбе за сущестнование сводилось к минимуму, и они были более склонны к кооперации, чем к конфронтации. Напротив, пришедшая сюда извне чужая этническая группа не могла найти для себя подходящую природную среду и начинала эксплуатировать местных обитателей. Такую группу Гумилев называл “химерой” и уподоблял ее животным-паразитам или раковой опухоли, живущей за счет организма. По его словам, “химера” высасывала из местного этноса средства для существования, “используя для этого принцип лжи"».
4. Основные работы
· «Этногенез и биосфера Земли». - АСТ, Астрель, 2005. ISBN 5-17-031811-1, 5-271-12025-2
· «Конец и вновь начало». - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель. - 2007 г. ISBN 978-5-17-044877-7, 978-5-9713-5990-6, 978-5-9762-3829-9
· «В поисках вымышленного царства». - Товарищество «Клышников — Комаров и К», 1992. ISBN 5-87495-006-0
· «Древняя Русь и Великая степь». - Астрель, АСТ, 2004. ISBN 5-17-026279-5, 5-271-09769-2
· Древние тюрки. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 560 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3199-7
· «История народа хунну». - АСТ, Люкс, 2004. ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X
· «Тысячелетие вокруг Каспия». -М.: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008. ISBN 978-5-17-051463-2, 978-5-9713-9145-6, 978-985-16-6196-7
· Черная легенда. — М.: Айрис-пресс, 2008. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3377-9
· «Древний Тибет». - ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-022-0
· «Открытие Хазарии». - ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-023-9
· Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7
· Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах //Сов. литература. — 1990. — N 1. — С. 61-72. Написал в Норильском лагере в 1942 году.
· Осенняя сказка. «Посещение Асмодея». Написал в Норильском лагере в 1942 году.
Список литературы:
1. Родословная
2. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГУМИЛЁВА // Литературная газета. — № 28. — 13.07.2001
3. Д. ПОЛУШИН ФЕНОМЕН ЛЬВА ГУМИЛЕВА, или Как открытия рождаются под нарами//Красноярский рабочий, 04.09.2001 г.
4. О. Г. Новикова. «Я — русский солдат». Рядовой Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.
5. Слава вам, победители, освободители, защитники! // Советская Россия. — № 18 (13235). — 21 февраля 2009
6. Станет ли Гумилёв академиком? Интервью Л. Г. Колотило // Вечерний Ленинград, 25 мая 1990.
7. Л. Н. Гумилев. Этногнез и биосфера Земли.
8. Л.Н Гумилев. Черная легенда. М.: Айрис-персс 2004г В приложение статья П. Н. Савицкого «Степь и оседлость»
9. Л. Н. Гумилев. История народа хунну. М.: Институт Ди-дик.1997 г
10. Л. Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: Мишель и Ко, 1993
11. Александр Янов. Учение Льва Гумилёва
12. Современные воззрения на взаимоотношения кочевников и оседлых народов расписаны в труде Н. Н. Крадина. Империя Хунну. - М.: Логос, 2002
13. Яков Лурье. Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва // Журнал Скепсис[1]
14. Древняя Русь и Великая СтепьДревняя Русь и Великая Степь. Товарищество Клышников, Комаров и К. М.: 1992 стр. 61 — Здесь и далее курсивом — уточнения редактора Википедии
15. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. С. 31—33, 40—41
16. Карсавин Л. П. Россия и евреи. С. SO — «Мы считаем «антисемитизм» одним из самых отрицательных явлений. Но возьмем его как симптоматический факт. Тогда окажется, что ослабление его в современной Европе - признак не совершенствования, а упадка европейской культуры. Его наличие в России, наоборот, свидетельствует о здоровье русской культуры. Там же, где есть здоровье, есть возможность действительно преодолеть антисемитизм, а не просто о нем забыть. Вот примечание, очень благодарное для клеветников» Л.П. Карсавин. "Россия и евреи". Часть 2
17. Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая Степь. Товарищество Клышников, Комаров и К. М.: 1992 стр. 64
18. Там же стр.64
19. См.также: «Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков... Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись... Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния...». Ответ императора: «Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем : если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать» Книга X. Письма 1-121. Переписка Плиния с Траяном
20. См. Кряшены, например, где народ остался частью татарской нации, хотя и не исповедует ислам. А фольклорный материал и этническая история являются важной частью татарского народа, его неотъемлемой составляющей
21. Древняя Русь и Великая Степь стр.65
22. Там же стр. 65
23. Созомен 7, 9
24. Ук. соч. стр. 63-64
25. Гумилёв. Указ.соч. стр. 92
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_Николаевич