Смекни!
smekni.com

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И. В. СТАЛИНА (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки РФ

Казанский Государственный Технический Университет

им. А. Н. Туполева

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

ТЕМА: «СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И. В. СТАЛИНА»

Выполнила: студентка гр 4214

Питилимова В. И.

Проверил: Хайдаров Тимур

Фаритович

:

Казань

2009

Содержание

1. Введение…………………………………………………..…с. 3

2. Основная часть

2.1 Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности………………………………………....................… с. 4-6

2.2 Сталинизм как теоретическая основа сталинщины....с. 6-7

2.3 Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства

по сталински…………………………………………………..с. 7-9

2.4 ГУЛАГ как проявление сталинщины………………....с. 9-11

2.5 ХХ съезд КПСС осуждает культ личности Сталина………………………………………………………...с. 11-14

3. Заключение………………………………………………….с. 15

4. Список используемой литературы…………………………с. 16

1. Введение

В истории нашей страны есть немало сложных, противоречивых и трагических страниц, которые вызывают неоднозначные оценки и современников и потомков. И одним из таких явлений стала попытка построить новое общество – социалистическое – общество всеобщего равенства.

Значительное влияние на этот процесс оказала личность И. В. Сталина, по имени которого и назван целый период в истории российского общества. Это влияние стало значительно, что породило целое явление – сталинизм.

Значимость этого периода столь велико, что постоянно привлекает внимание историков: Н. Верт рассматривал объективные и субъективные предпосылки Сталина, М. Главацкий анализировал проявление сталинизма, Э. Радзинский говорил о культе личности и его последствиях.

Цель моей работы – рассмотреть влияние сталинизма на развитие российского общества.

Задачи:

1. анализ объективных и субъективных предпосылок Сталина.

2. анализ проявлений сталинизма.

3. анализ итогов реализации политики сталинизма.

2. Основная часть

2.1 Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности.

Об опасности возникновения этого явления в революционном движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века

Симптомы этого явления в российском социал-демократическом движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться отдельные признаки этого явления. После смерти В.И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил И.Сталин.

На партийных съездах и конференциях до конца 20-х годов звучали голоса тех, кто пытался обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов «культовой болезни» у этого партийного лидера.

В партийных рядах только узкий круг людей знал о «Письме съезду», в котором В.И. Ленин давал характеристику партийным лидерам в том числе Сталину и в котором Ленин предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря, т.е. с той должности, где он мог нанести делу партии серьезный ущерб своим характером, своей склонностью к «культовой болезни».

Это обстоятельство помешало партийцам понять выступающих, а их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества в борьбе за лидерство.

Примером может служить реакция на выступление Л.Б. Каменева на ХIY съезде ВКП(б).

В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское Государство. Он остался у руководства до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы не без его участия идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и внедрили его в общественное сознание.

Позже, после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности.

В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ личности и заявить об объективных и субъективных предпосылках его возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:

· сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм.

· приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.

· народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые успехи советского общественного строя.

· поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной стали связывать с его именем.

Эти предпосылки были названы объективными предпосылками возникновения культа личности.

Субъективными были названы те, на которые указывал Ленин в 1922 году: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами становятся нетерпимым в должности генсека». Далее Ленин писал, что на этом посту должен быть человек более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпимым и лояльным к недостаткам других, менее капризным.

В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые приняли решение скрыть «Письмо...» Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые уговаривали представителей делегаций оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать другим.

Большинство авторов считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально

отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд авторов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики.

2.2 Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.

С середины 80-х годов в отечественной литературе появилась тенденция расчленить понятия: Сталин, сталинщина, сталинизм.

Под сталинизмом подразумевают те идеи, принципы, которыми руководствовались Сталин и его окружение в совей повседневной практике породившей сталинщину.

Суть сталинщины в том, что Сталин, прежде всего, воспринимал идеи, выработанные еще при жизни Ленина, как навсегда данные, и хотя он постоянно говорил о диалектическом методе познания и преобразования мира сам оказывался в плену догм.

Одной из них было убеждение в том, что по мере продвижения вперед к социализму будет обостряться классовая борьба, сопротивление тех, кто не хочет социализма, или не понимает необходимости такого движения.

Сталинизм - это убежденность в том, что «кто не с нами тот против нас», что «если враг не сдается, то его уничтожают», а враг - это тот, кто выступает против решений Партии, кто сомневается в мудрости товарища Сталина.

Сталин был убежден, что капиталистическое окружение готовит новый поход против СССР и поэтому нужно ускоренными темпами укреплять обороноспособность страны.

На теории сталинизма оказало влияние личность самого Сталина, его подозрительность, недоверие к людям, в том числе к своему окружению.

«Сталин был человек очень мнительный, с болезненной подозрительностью, в чем мы убедились, работая вместе с ним», - говорит Хрущев на ХХ съезде Партии - Он мог посмотреть на человека и сказать: «Что - то у вас сегодня часто отворачиваетесь, не смотрите прямо в глаза». Болезненная подозрительность привела его к огульному недоверию, в том числе и по отношению к выдающимся деятелям партии, которых он знал много лет. Везде и всюду «он видел врагов, двурушников, шпионов».

Имея неограниченную власть, он допускал жестокий произвол, подавлял человека морально и физически. Создалась такая обстановка, при которой человек не мог проявить свою волю.

Таким образом, сталинизм – это теоретический метод, а сталинщина – это практический метод воплощения своих идей в реальность.

Поэтому сталинизм и сталинщину можно рассматривать как единое целое.

2.3 Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по сталински

План индустриализации страны базировался на расчетах большой группы ученых, экономистов, тех, кто вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они были вполне выполнимы. Акцент в этих планах ставился на развитии тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения. Составители плана учитывали, что нужно будет создавать новые для страны отрасли производства (шарикоподшипниковая, станкостроительная, автомобильная и т.п.) Выполнение этих планов предполагало наличие высококвалифицированных рабочих, не говоря уже об инженерах и технологах.

Советские люди приступили к выполнению намеченных планов, полные энтузиазма.

Цеха Сталинградского тракторного завода возводились в 2-3 раза быстрее планового срока

Если нужно работали не девять, а 12-16 часов... «По всему строительству ежедневно совершаются тысячи случаев подлинного героизма - это факт. Газеты ничего не выдумывают. Я сам такие случаи наблюдаю все время»

Опьяненный успехами Сталин в 1929 году самолично правит цифры пятилетнего плана (1928 - 1932) в сторону их увеличения: