Смекни!
smekni.com

Характеристика 90-х годов 20 века (стр. 2 из 4)

Процесс деиндустриализации страны нанес серьезный удар и по социальному развитию России. На грани краха оказались многие учреждения образования, здравоохранения, социаль­ного обеспечения. Ускорились начавшиеся в ходе «революции сверху» изменения в социальной структуре населения стра­ны. К концу 90-х гг. богатые составляли лишь 3% населения страны, средний класс — 7, бедный — 25, а нищие — 65% (по другим данным, эти показатели равны соответственно 3—5% , 12—15, 40 и 40%). Вновь появились категории населения, о ко­торых, казалось, давно забыли, — безработные (до 8 млн. человек), бездомные (более 1 млн. человек), беженцы (до 7 млн. че­ловек), профессиональные нищие (не менее 2 млн. человек).

2. Экономическое развитие. Дефицит. В конце 1991 г. эко­номическая ситуация в стране была весьма напряжен­ной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производ­ство и привело к его свертыванию. В магазинах и на скла­дах отсутствовали товары первой необходимости, в не­которых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.

В связи с этим правительство РФ разработало кон­цепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или «шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель Председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. пред­седателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь рез­кий переход от социалистической экономики к капита­листической вызвал к жизни целый ряд негативных мо­ментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы — в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей Рос­сии оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен зани­маемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.

Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных зай­мов у иностранных государств и международных фон­дов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.

3. Приватизация — передача государственного или му­ниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ при­ватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражда­нин РФ получил приватизационный чек, т.е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капитало­вложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту со­циальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.

Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предпри­ятия в управление частных компаний — это окончатель­но уничтожило значимость и прибыльность госсектора.

Однако политическая конъюнктура (близящиеся выбо­ры) требовала немедленной подпитки социальной сфе­ры, в связи с чем на финансовый рынок были выброше­ны акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.

4. Внутриполитическая жизнь. Серьезные перемены про­изошли и в политической сфере общества. Августовские собы­тия 1991 г., распад СССР и набиравшая силу «шоковая тера­пия» привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. В стране ширилось забастовочное движение. Чис­ленность участников забастовок и политических манифеста­ций в 1992 г. превысила аналогичные показатели периода ре­волюции 1905—1907 гг.

Провал августовского заговора привел к быстрому демон­тажу тоталитарной системы, начиная с ее стержня — КПСС. Однако уже в ноябре—декабре 1991 г. на базе сложившихся ранее в недрах КПСС платформ и движений начали возни­кать новые политические партии: Социалистическая партия трудящихся, Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Союз коммунис­тов, Российская коммунистическая рабочая партия. В янва­ре 1992 г. представители бывшего руководства КП РСФСР обратились в Конституционный Суд России с предложением оценить конституционность указов президента Ельцина о за­прете КПСС и судьбе ее имущества. В мае со встречным иском выступила группа народных депутатов РСФСР, поста­вившая вопрос о конституционности самого существования КПСС.

После многомесячных дебатов, уйдя от вопроса о конститу­ционности КПСС, суд принял компромиссное решение о пра­вомочности указов президента в части, запрещающей де­ятельность руководящих структур КПСС и КП РСФСР, и под­твердил право граждан России, придерживающихся комму­нистической идеологии, на объединение по территориальному признаку. Началось воссоздание партийных организаций, за­вершившееся в феврале 1993 г. проведением II (объединитель­но-восстановительного) съезда КПРФ. Эта партия, которую возглавил Г. А. Зюганов, сразу стала самой многочисленной из всех политических партий страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составля­ла лишь 1% от прежнего состава КПСС. По мере осложнения экономической ситуации КПРФ приобретала все новых и но­вых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. человек. Новой силой стали партии и движения национально-патри­отической направленности (Российский общенародный союз, Русский национальный собор и др.). Прошедший в начале 1992 г. конгресс национально-патриотических сил показал за­метное укрепление их позиций после августа 1991 г.

Однако все политические партии России по-прежнему не могли оказывать серьезного влияния на политику властей. На повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической сис­темы.

Постепенно центром, объединившим недовольных ходом реформ в стране, стал Верховный Совет РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты вы­ступали за смягчение социальных последствий реформ и огра­ничение полномочий президента и правительства. Разногла­сия между президентом и Верховным Советом со всей очевид­ностью проявились в ходе работы над проектом новой Конституции. И та и другая сторона стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ель­цина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета — парламентской республики. В принци­пиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

Обе стороны стремились в споре друг с другом опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии президенту. Почти 60% голосовавших выразили до­верие Б. Н. Ельцину, однако лишь чуть больше половины из них поддержали его политику. Тем не менее итоги рефе­рендума означали победу президента. Используя ее, он уско­рил разработку своего варианта Конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта Конституции. Открытое столк­новение двух ветвей власти стало неизбежным.

5. Политический кризис. разразился 21 сентября 1993 г., ког­да президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти — Совет Федерации и Государственную Думу, а также рефе­рендума о новой Конституции страны. Против президентско­го указа выступило руководство Верховного Совета, а также большинство членов Конституционного Суда, признавших действия президента неконституционными. Было принято ре­шение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство бар­рикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр «Остан­кино». Появились первые жертвы, как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвы­чайное положение. Однако военное руководство колебалось и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета, вызвав­ший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления аресто­ваны.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их ре­зультаты оказались во многом неожиданными для всех: пер­вое место по партийным спискам оказалось у ЛДПР, получив­шей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосова­ло за «Выбор России» Е. Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной Думы 96 мест оказалось у «Выбора России», 70 — у ЛДПР, 65 — у КПРФ.

За принятие Конституции России высказалось 58,4% голо­совавших. Новый Основной Закон страны ликвидировал со­ветскую систему власти. Вместо полновластных Советов было провозглашено разделение властей.