Смекни!
smekni.com

Каменная могила (стр. 2 из 2)

Современные исследователи, в основном, придерживаются неолитической датировки[6], хотя этот вопрос не прояснен окончательно.

3.3. Интерпретация

Традиционный подход

«Следы» на панели № 34в (рисунок). Аналогичные следы встречаются среди петроглифов Северной Европы[1].

Среди изображений Каменной могилы встречаются такие, которые перекликаются с петроглифами Швеции и Карелии. К таким изображениям относятся серии круглых лунок, «отпечатки» человеческих следов. Однако, основная масса петроглифов Каменной могилы уникальна в своём роде[1][5]. Многие изображения исследователи считают рисунками животных (быков, ланей), а также их комбинациями («упряжка быков», «животные в зарослях», «быки в позе самозащиты», «жертвоприношение человека и животного») и т. п. Остальные петроглифы традиционно интерпретируются как магические рисунки, используемые в обрядах, стимулирующих удачную охоту, рыбалку и т. п. Например, характерное для Каменной могилы частое использование перекрещивающихся линий иногда трактуется как символ рыболовных сетей, изображение которых было предназначено для культового ритуала, способного принести удачу во время рыбной ловли. Внутри грота № 9 (Грота Быка или Мамонта) был обнаружен горизонтальный камень, который мог использоваться как жертвенник[1], что отчасти подтверждает подобные толкования. (Однако никаких археологических подтверждений использования камня как жертвенника обнаружено не было.) Своеобразие основного корпуса петроглифов Каменной могилы привнесло множество трудностей для попыток интерпретации: «Доминирование в составе наскальных изображений Каменной могилы линейно-геометрических композиций усложняет раскрытие сокрытых в них сюжетов»[2].

Письменность

Грот № 9, панель № 5. Согласно традиционной трактовке — «Животные в зарослях»[8], согласно А. Г. Кифишину[6] протошумерский текст

Нестандартный подход к интерпретации петроглифов предложил востоковед А. Г. Кифишин. Он исследовал Каменную Могилу в 1994—1996 годах и пришёл к выводу, что изображения представляют собой протошумерские надписи. А. Г. Кифишин считает, что расшифровал большинство известных изображений Каменной могилы и приводит результаты своей работы в крупной монографии[6]. Последовавшие за предположением А. Г. Кифишина различные высказывания общественных деятелей Украины, например Ю. А. Шилова, (иногда поспешные и несвязанные с работой исследователя), вызвали широкий резонанс в СМИ и вытолкнули обсуждение работы А. Г. Кифишина из научных кругов на страницы популярной прессы. Таким образом, научная ценность его работы пока остаётся под вопросом. Например, согласно выводам А. Г. Кифишина, изображение «Животные в зарослях» следует транслитерировать так:

az a x kud a-a-nun-a// a-a-nun-a àrḫuš3 60 x 2 + 10 x 2 (=140) mušen 10 x 1 a x kud // mes-lam-ta-ud.du (è3)-a še-tir//nin-a-zu// šeš-ki-uš-gi4 sag-nun// a-nun ug6-ug6

Этот текст в переводе исследователя означает:

Медведь (медведица) (на) Суде Воды семя ануннаков, 140 семя ануннаков (в) утробе (матери) 10 Птиц Водой осудил(а),//Месламтаэа, Ашнан,//Ниназу// (и) Наннарушги (ради) голов (то есть жертв) Царице// (этих) ануннаков убили (и ушли из преисподней?)

А. Г. Кифишин приводит подробные таблицы постепенной трансформации шумерских знаков для каждого символа. Например, первые несколько знаков вышеуказанного изображения распределены так:

I.SKM 59.5 I.SKM 183.3 I.SKM 29.4 I.SKM 1.3 I.SKM 160.4 I.SKM 183.2
az A x kud mušen dili me A x kud
ŠL 231 ŠL 949, 4X ŠL 122 ŠL 1 ŠL 889 ŠL 949, 4X

Исследования Кифишина так и не были опубликованы в научной литературе, и дискуссия вокруг них велась главным образом в популярной печати. Украинский археолог, а ныне общественный деятель Шилов оценивал работу Кифишина с энтузиазмом, а известный российский востоковед И. М. Дьяконов, давний противник и оппонент методов Кифишина в шумерологии[9], по свидетельству газеты Труд называл их «бредом»[10].

4. Современное состояние

Хотя многие аналогичные памятники в целях сохранения укрываются специальными сооружениями (например Чатал-Хююк в Турции), Каменная могила, по-прежнему, находится под открытым небом. Вместе с этим многие исследователи в течение XX века отмечали постепенное разрушение петроглифов[2][7][6]. В настоящее время проведена консервация всех гротов и пещер, содержащих петроглифы.

В сентябре 2008 года указом Президента Украины № 815/2008 заповеднику был присвоен статус национального. С этого времени его официальное название — Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила».[11] Археологический комплекс «Каменная Могила» претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1997 году с целью привлечения внимания общественности к Каменной Могиле здесь проводился Всеукраинский музыкальный фестиваль «У Каменной Могилы». Гостями фестиваля были Юрий Лоза и Хоралов, Аркадий Дмитриевич. Гран-при удостоен исполнитель собственных песен Лиходед Виталий Иванович.[12]

5. Легенды о Каменной могиле

Геологическая редкость таких образований, как Каменная могила, способствовала распространению идеи об искусственном происхождении памятника. Даже Н. И. Веселовский, исследуя памятник в конце XIX века, посчитал его насыпным курганом[4]. В народе существует несколько легенд о происхождении Каменной могилы. Одна из них, о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы, имеет славянское происхождение[2]. Другая, приводимая Б. Д. Михайловым[8], записана от ногайцев:

…Провинился чем-то богатырь Богур перед аллахом, и тот наказал богатыря: повелел вырвать руками из ближнего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление аллаха, Богур рвал из кряжа громадные камни, переносил их на себе и складывал один на другой в указанном аллахом месте. Для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости: неплотно складывал камни. Когда более чем наполовину работа была уже сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обмануть аллаха. После этого аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и закрыть тело богатыря Богура, кости которого и поныне находят ущемленными между камней; место же стало называться Камень-гора…

Список литературы:

1. Рудинський М. Я. Кам’яна Могила (корпус наскельних рисунків), видавництво АН УССР, Київ, 1961

2. Даниленко В. М. Кам’яна Могила, «Наукова Думка», Київ, 1986

3. Газета «Выбор», № 5 1992 год

4. Веселовский Н. И. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1890 г., Санкт-Петербург, 1893

5. Бадер О. М. Петрогліфи Кам’яної могили // Палеоліт і неоліт України. Том I. Випуск VI, видавництво АН УССР, Київ, 1949

6. Кифишин А. Г., Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э., «Аратта», Киев, 2001 ISBN 966-7865-08-8

7. Михайлов Б. Д. Петроглифы Каменной Могилы на Украине, Запорожье, 1994

8. Михайлов Б. Д. Каменная могила. «Промінь», Днепропетровск, 1979

9. Акимова Л.И. Гениальный Никто // Древнее святилище Каменная Могила. — Киев: Аратта, 2001. — ISBN 966-7865-08-8.

10. Колинько В., Корец М. Ищут «Пуп земли» // газета «Труд». — № 036 за 01.03.2002.

11. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ № 815/2008 Про надання Державному історико-археологічному заповіднику «Кам’яна Могила» статусу національного

12. http://www.mv.org.ua/?i=3&j=6&m=16 Сайт газеты «Мелитопольские Ведомости»

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Каменная_могила