Тайна совещания судей предусмотрена ст. 298 УПК РФ. Она устанавливает, что приговор постановляется судом в совещательной комнате. Во время постановления приговора в этой комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора.
Аналогичным образом ст. 341 УПК РФ регулирует тайну совещания присяжных заседателей. Гарантией соблюдения тайны совещания судей и тайны совещания присяжных заседателей является ст. 381 УПК РФ, которая указывает, что нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта или тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены или изменения судебного решения.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ[10] налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ[11], хотя напрямую и не использует термины «служебная тайна» или «таможенная тайна», также устанавливает, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях (п. 1 ст. 10).
Профессиональная тайна определяется тремя признаками.
1. Профессиональная принадлежность.
2. Конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации.
3. У лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее сохранность.
Профессиональная тайна – защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой. Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.
Критерии охраноспособности
1. Информация стала известной в силу профессиональных обязанностей.
2. Держатель не состоит на государственной, муниципальной службе.
3. Запрет на распространение установлен законом.
4. Не относится к государственной, коммерческой тайне.
Объекты информации, составляющей профессиональную тайну.
1. Врачебная тайна.
2. Тайна связи.
3. Нотариальная тайна.
4. Адвокатская тайна.
5. Тайна усыновления.
6. Тайна страхования.
7. Тайна исповеди.
Субъекты профессиональной тайны:
1) доверитель;
2) держатель;
3) пользователь (государственные органы, которым становится известна государственная тайна в связи с использованием служебных обязанностей).
Так, например, адвокатская тайна в настоящее время установлена Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации[12]«. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Гарантией адвокатской тайны является запрет допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей.
Наконец, нотариальная тайна регулируется ст. 16 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462–1[13]: нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Медицинская (врачебная) тайна. К сведениям, составляющим медицинскую тайну, закон относит информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487–1[14]), сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. №3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании[15]«). Передача этих сведений третьим лицам допускается лишь с согласия гражданина или его законного представителя. На медицинский персонал и лиц, которым в установленном порядке переданы эти сведения, возлагается обязанность обеспечивать конфиденциальность этих сведений и предотвращать нарушение врачебной тайны со стороны третьих лиц. За незаконный сбор и разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, журналист будет нести ответственность по ст. 137 УК РФ[16] (если имелась корыстная или иная личная заинтересованность) как за нарушение неприкосновенности частной жизни. С нарушителя в пользу пострадавшего может быть взыскана также денежная компенсация морального вреда.
Журналистская тайна. В соответствии со ст. 41 Закона о СМИ[17] редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне, обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Единственное исключение из этого правила – случаи поступления требования о предоставлении сведений об источнике информации от суда в связи с находящимся в его производстве делом (причем даже тогда редакция вправе взять всю полноту ответственности на себя, дабы сохранить инкогнито автора или иного источника информации). Поскольку редакция – коллективный субъект, она не может давать свидетельские показания, а может только письменно ответить на судебный запрос. Соответственно и юридической ответственности за лжесвидетельство или отказ от дачи свидетельских показаний редакция не несет. Журналист также обязан сохранять конфиденциальность информации и ее источника (п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ). Никто, в том числе и суд, не вправе заставить его раскрыть содержание и источник доверительной информации. Угрозы о применении к журналисту мер уголовной ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний в данном случае являются необоснованными, поскольку по смыслу ст. 51 Конституции РФ и п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ журналист освобожден от обязанности давать свидетельские показания о содержании и источнике доверительной информации. За распространение сведений, предоставленных под условием неразглашения, за раскрытие псевдонима или инкогнито источника информации возможны в зависимости от содержания разглашенной информации и последствий разглашения различные виды ответственности: как уголовная (ст. 137 УК (см. выше)), так и гражданско-правовая (денежная компенсация морального вреда, возмещение причиненных в результате разглашения убытков).
Тайна записи актов гражданского состояния. Акты гражданского состояния – действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (брак, гражданство, семейную и национальную принадлежность). Государственной регистрации подлежат: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния[18]«). Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат (ст. 12 упомянутого Закона). Таким образом, в книге ЗАГС фиксируются сведения, относящиеся к частной жизни, и, следовательно, журналист, незаконно собирающий или распространяющий такую информацию, сознавая противоправность своих действий, несет за это юридическую (уголовную (ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)» УК РФ) или гражданскую) ответственность наравне с предоставившим такую информацию. То же самое можно сказать и об ответственности за разглашение без согласия субъектов информации нотариальной тайны и тайны совершения сделок: вид ответственности зависит от характера распространенной информации, мотивов и последствий ее распространения.