Смекни!
smekni.com

Декларация независимости США 3 (стр. 2 из 6)

Образование государственности США было у перспективе неизбежным, и объяснялось это, прежде всего, экономическими предпосылками: изначально колонии по своему социально-экономическим характером были буржуазными. Стюарты (Яков I, Карл I) приложили немало усилий по образования здесь феодальных порядков. При наличии немалого количества свободных земель трудно было заставить переселенца работать на феодала. Европейцы убежавшие от европейских сеньоров, прибывали не затем, чтобы строить новый феодализм. Это были, в большинстве, энергичные, смелые и решительные люди. Они рвались к свободе действий, совести (веры), собственности. Запихнуть их обратно в рамки феодализма было почти невозможно.

В результате, государственнические идеи логично вызревали в обществе изначального заселения Нового Света. Экономические противоречия естественно переросли в идеологическую, а вскоре военную конфронтацию, где метрополия стремилась навязать Новому Свету архаичные и в тот момент уже объективно отжившие феодальные отношения, а колонии, свою очередь, отстаивали свои правах и свободы, права и свободы нового американского народа.

Введение

В иерархии активных и популярных президентов, о которых американские историки и политологи спорят полушутя, полусерьезно, до 1900 года Томас Джефферсон (1801-1809) стоит на третьем месте после отца страны Вашингтона (1789-1797) и "освободителя рабов" Авраама Линкольна (1861-1865). Национально-исторический эпос представляет портрет Джефферсона, прежде всего, как главного автора Декларации независимости 1776 года и Закона о свободе религии в Виргинии 1786 года. Его имя стало привычным определением в американской политической риторике: демократия Джефферсона или республиканизм Джефферсона и джефферсонианство обозначают сегодня соединение прав отдельных штатов и местного самоуправления, строгого соблюдения предписаний конституции (ограничивающих федеральное правительство), поощрения сельского хозяйства и сельской жизни, а не торговли и промышленности в городах, и, прежде всего, большой веры в умственные способности большинства избирателей (простых людей).

Невозможно переоценить вклад Томаса Джефферсона в развитие своей страны. Уже в 26-летнем возрасте Томас Джефферсон был избран депутатом Виргинской законодательной ассамблеи, в стенах которой провел шесть лет (1769-1775 гг.), зарекомендовав себя поборником сопротивления политике метрополии, направленной на безусловное подчинение североамериканских колоний господству Англии. Джефферсон выступал активным участником освободительного движения колоний, вылившегося в войну за независимость США 1775-1783 гг. В 1775 г. Он был избран депутатом Континентального конгресса, принявшего впоследствии историческое решение об отделении североамериканских колоний от Англии.

В 1776-1779 гг. он, член законодательного собрания Виргинии, входил в состав комиссии по пересмотру законов штата. Им была написана преамбула в Виргинской конституции, содержавшая многие идеи Декларации независимости.

В 1779-1781 гг. он занимал пост губернатора Виргинии. Джефферсон одобрил выработанную Конституционным конвентом в 1787 г. Федеральную конституцию при условии ее дополнения статьями о правах человека. В 1791 г. Конгресс США принял Билль о правах человека, который составляет основу ныне действующей американской конституции.

В 1790-1793 гг. Джефферсон находился на посту государственного секретаря в первом правительстве Джорджа Вашингтона. В 1796 г. он был избран вице-президентом, а затем в 1800 и 1804 гг., - президентом США.

1. Идеи Томаса Джефферсона о равноправии и свободе нации

Молодой виргинский плантатор Томас Джефферсон выдвинулся в число лидеров патриотического движения за четыре – пять лет до провозглашения независимости. В 1774 г. он опубликовал анонимно – но об авторстве его было хорошо известно – блестящий памфлет “Общий обзор прав Британской Америки”. О Джефферсоне узнали в других колониях. Он был избран делегатом I, а затем и II Континентального конгресса. В июне 1776 г. 33-летнему виргинцу поручили составление Декларации независимости. Надо сказать, что Джефферсон поначалу отказывался от выполнения данной роли, однако после убедительных доводов Адамса был вынужден согласиться. За семнадцать дней Томас Джефферсон закончил этот напряженный труд, ставший историческим подвигом и прославивший его имя.

Уже во время предварительного рассмотрения проект Томаса Джефферсона вызвал решительные возражения со стороны лояльно настроенных членов комиссии. Франклин и Адамс, внеся несколько чисто стилистических поправок, одобрили текст и 30 июня 1776 года Декларация была представлена на рассмотрение в конгресс с рекомендациями о ее утверждении. Борьба продолжалась и в конгрессе. Характер дискуссии многие исследователи отмечали как доброжелательный. Более того, делегаты признали Декларацию шедевром и приняли ее, внеся всего лишь две принципиальные поправки. Одна из них была вполне оправданной, так как в итоге привела к смягчению излишне резких обвинений в адрес английского народа по поводу его недостаточной поддержки борьбы колонистов.

Вторая поправка имела гораздо более существенное значение. Речь шла о том пункте Декларации, где Томас Джефферсон в форме одного из обвинений, предъявленных Георгу 3, осудил рабовладение и работорговлю.

Пункт этот гласил, что английский король «вел жестокую войну против самой человеческой природы. Он посягал на ее самые священные права – жизнь и свободу лиц, принадлежащих к народам, живущим далеко отсюда и никогда не причинявшим ему ничего дурного. Он захватывал и обращал их в рабство в другом полушарии. Причем часто они погибали ужасной смертью, не выдержав перевозки. Эту пиратскую войну, позорящую даже языческие страны, вел христианский король Англии. Исполненный решимости сохранить рамки, где человека можно купить и продать, он обесчестил назначение власти, когда подавлял любую законодательную попытку запретить или ограничить эту отвратительную торговлю».

В 1776 г. он предлагает виргинской ассамблее проект конституции штата, согласно которому все незанятые земли становятся общественным достоянием и используются исключительно для бесплатного наделения каждого неимущего участком в 50 акров. Выступая за устранение контрастов во владении земельной собственностью и её прогрессивным налогообложением, Джефферсон никогда не определял, каким должен быть её максимум. Не был он и сторонником радикального уравнительства: “Я сознаю, что равное распределение собственности неосуществимо”.

Предложения Джефферсона серьёзно ущемляли интересы рабовладельцев: блокировали им доступ к свободным западным землям, о которых они грезили во сне и наяву. Но Джефферсон, развивая демократические идеалы, шёл вместе с тем на всевозможные компромиссы с плантаторами, которые уже через год после начала революции добились распродажи западного земельного фонда. Под напором буржуазно-плантаторных кругов, Джефферсон отказывается от идеи бесплатного наделения всех неимущих минимумом земельной собственности.

Поражением для Джефферсона закончились его столкновения с плантаторными верхами в вопросе о рабстве. До 1776 г. в патриотическом движении не раздалось ни одного открытого голоса в защиту рабства. При первом же обсуждении вопроса о рабстве в Континентальном конгрессе, выяснилось, что южные плантаторы, извлекавшие прибыль из работорговли, сочли излишним пункт, осуждавший негритянскую неволю, и вычеркнули его. Но постепенно распространялась мысль, что рабство существует и сохраняется исключительно по вине английской короны. Её разделял и Т. Джефферсон, писавший: “Отмена у себя рабства – величайший предмет желаний в колониях”. Одновременно в Виргинии, родном штате Джефферсона, конвент, обсуждавший билль о правах и конституцию штата, решительно возразил против положения: “Все люди сотворены равными”. Несколько позднее виргинские суды объявили, что утверждение Декларации независимости об естественном равенстве людей не распространяется ни на свободных негров, ни на рабов. Также, суды выступали за высокий ценз, Джефферсон же настаивал на предоставлении права голоса всем взрослым свободным белым мужчинам. Кроме того, он требовал одобрения конституции и любых сколь-либо важных законов на основе прямого народного волеизъявления.

Одной из важнейших национальных проблем США того времени был вопрос о рабстве.

Находясь в сердцевине края, где рабовладение отстаивает истину, что цвет кожи не влияет на умственные и душевные качества, что все расы равны. В 1809 году Томас Джефферсон пишет своему европейскому корреспонденту аббату Грегуару: «Никто из живущих не желает искренне, чем я, видеть полное развенчание сомнений, которые я сам ранее разделял выражал, о степени понятливости, присущей им (неграм) от природы, я пришел к выводу, что в этом отношении они нам равны». Здесь нетрудно обнаружить отвлеченную философия Джефферсона, трудно совместить с ней практическую деятельность владельца Монтиселло. Пользуясь трудом рабов, Джефферсон видит путь их эмансипации в долгой эволюции от поколения к поколению. Семена, породившие такое отношение к рабству, впитаны им с детства, все его виргинское окружение не мыслимо себе иной системы жизни для «чернокожих». Это вопрос – один из тех пунктов, где чувство справедливости у Томаса Джефферсона тускнеет и доходит до моральной слепоты.

Все же следует отметить, что Джефферсон твердо верил в то, что уравнение негров в правах с белыми – исключительно вопрос времени и просвещения. Разрабатывая проект Виргинского университета, он предусматривал возможность учебы там для представителей всех рас.

Томас Джефферсон еще в само начале своей политической карьеры активно выступал за улучшение положения негров-рабов и в последующие годы он все более настойчиво осуждал этот позорный институт, противоречивший его социально-политическим идеалам. Определенной опорой для него служила позиция части южных плантаторов, испытывавших сомнения относительно дальнейшего сохранения рабства. Эта тенденция имела место не только в Виргинии, но и других колониях - Северной Каролине, Мэриленде. Объяснялась она тем, что истощение земель и падение цен на табак привели к кризису плантационной системы, в условиях которого рабский труд становился все менее рентабельным.