(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rí Éirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3]. Данное деление Ирландии было сакральным[3], отсылка на него есть в полусакральной же игре фидхелл[4].
Ритуальный брак Верховного короля с его землёй заключался на «пиру Тары», в Медовом покое — главном пиршественном зале Тары[4]; для его заключения король должен был пройти несколько испытаний — камень Фаль должен был вскрикнуть под ним[3][5], и он должен был проехать на колеснице между двумя близко стоящими камнями, которые расступались перед истинным королём[3]. Тема сакрального брака подчёркивается в легенде о Ниалле Девять Заложников, согласившемся разделить ложе со старухой, превратившейся во Власть, и в легенде о сыновьях короля Даре (власть до появления короля — безумная, старая женщина; но власть в Ирландии в конечном счёте женственна и желанна)[3].
Тара также по своему устройству воспроизводила сакральное деление Ирландии: вокруг Медового покоя было четыре зала[6].
Существовала так называемая «правда короля» (fir flathemon)[7] — магическая гарантия благополучия земель. Король, нарушавший «правду», или даже увечный (то есть неспособный обеспечить счастье и процветание страны[8]), навлекал на свои земли различные беды (поэтому перестал быть королём лишившийся руки Нуаду, бесчестный Брес, а во время правления захватившего власть силой Кайбре Катхенна на колосьях было лишь по одному зерну, а на дубах — лишь по одному жёлудю, не было рыбы в реках и молока у скота)[3]. В предании «Сватовство к Эмер» описывается порядок передачи престола раз в семь лет: 7 друидов и 7 филидов ручались за этот договор, чтобы возвести позор и проклятье на нарушившего порядок, и в случае, если будет нарушена «правда короля» — «урожай желудей каждый год, краски всякого цвета, ни одной смерти женщины в родах»[9].
Считается, что в правлениях Верховного короля существовали перерывы; например, действие «Похищения быка из Куальнге» происходит в период такого 5-7летнего перерыва, при котором правитель Тары не считался Верховным королём[10].
Список литературы:
1. Н. Широкова Мифы кельтских народов. — М.: Астрель, Аст, Транзиткнига, 2005. — С. 116. — 431 с. — 3000 экз. — ISBN 5271087093
2. Н. Широкова Мифы кельтских народов. — М.: Астрель, Аст, Транзиткнига, 2005. — С. 250. — 431 с. — 3000 экз. — ISBN 5271087093
3. Н. Широкова Мифы кельтских народов. — М.: Астрель, Аст, Транзиткнига, 2005. — С. 251—255. — 431 с. — 3000 экз. — ISBN 5271087093
4. Шкунаев, Сергей Владимирович Примечания // «Похищение быка из Куальнге» и предания об ирландских героях.. — М.: Наука, 1985. — С. 450. — 496 с. — 100 000 экз.
5. Шкунаев, Сергей Владимирович Битва при Маг Туиред // «Похищение быка из Куальнге» и предания об ирландских героях.. — М.: Наука, 1985. — С. 351. — 496 с. — 100 000 экз.
6. Шкунаев, Сергей Владимирович Примечания // «Похищение быка из Куальнге» и предания об ирландских героях.. — М.: Наука, 1985. — С. 486. — 496 с. — 100 000 экз.
7. Шкунаев, Сергей Владимирович Примечания // «Похищение быка из Куальнге» и предания об ирландских героях.. — М.: Наука, 1985. — С. 452. — 496 с. — 100 000 экз.
8. Н. Широкова Мифы кельтских народов. — М.: Астрель, Аст, Транзиткнига, 2005. — С. 317. — 431 с. — 3000 экз. — ISBN 5271087093
9. Шкунаев, Сергей Владимирович Сватовство к Эмер // «Похищение быка из Куальнге» и предания об ирландских героях.. — М.: Наука, 1985. — С. 452. — 496 с. — 100 000 экз.
10. Шкунаев, Сергей Владимирович Примечания // «Похищение быка из Куальнге» и предания об ирландских героях.. — М.: Наука, 1985. — С. 466. — 496 с. — 100 000 экз.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Верховный_король_Ирландии