Содержание:
Введение:
Культурное наследие России. Особенности формирования.
Влияние реформ Петра I на культуру России XVIII века.
1. Образование.
2. Издательское дело.
3. Литература.
4. Театр.
5. Музыка.
6. Живопись.
7. Скульптура.
8. Архитектура.
9. Декоративно-прикладное искусство.
Введение
Исторический путь России своеобразен и самобытен. «Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего Средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, присущих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры…» - подчеркивал Н.А. Бердяев. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связано с историей России.
Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, обогащалось собственным и мировым опытом. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, развитие, воспитание, образование. О культуре общества судят по тому, как организованы в нем жизнь и деятельность людей, каковы их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой; о культуре человека – по его знаниям, эрудиции, поведению.
Исследователи рассматривают особенности формирования российской культуры в следующих факторах:
-утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточения на духовности, приверженности устоявшимся традициям, господство религиозного мировоззрения;
-длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба по преодолению этой замкнутости;
-необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности;
-преобладание идеи приоритета государственности над личными интересами, подчинение интересов личности интересам государства;
-открытость русской культуры, ее способность культурное достояние одного народа делать достоянием всех.
Русская культура понимается как образ жизни населения России, его веками складывающиеся в трудах и жертвах традиции и святыни. Содержание культуры составляют такие компоненты, как образование и просвещение, издательство и печать, литература и драматургия, театр и музыка, живопись и скульптура, архитектура, народные промыслы.
Выдержавший множество тяжелых исторических испытаний в средние века, народ создал прекрасную духовную и материальную культуру. Конец XVII и начало XVIII веков (период правления Петра I), один из переломных моментов в истории России. Зарождение имперской России. Он характеризуется экономическим ростом, активизацией всех сфер жизни и деятельности государства. Во многом это объясняется реформаторской деятельностью Петра Великого. Она не ограничивалась сферой государственного управления и военного дела. Она также глубоко изменила быт, нравы и культуру России. Первые реформы Петра коснулись внешнего облика русских людей. В 1698 – 1700гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднения старого русского платья. Вводилась европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу на учебу и увеличение числа иностранцев, принятых на русскую службу.
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монарха. Но под их влиянием патриархальный образ жизни уступал место светскости и рационализму.
В истории русской культуры 18 столетия исследователи выделяют два периода: Первый: конец XVII – первая половина XVIIIвека, характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации; второй: середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить традиционный характер.
1. Образование
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большего числа квалифицированных специалистов. Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с практикой. Мероприятия в области просвещения были связаны с открытием в губерниях 42 светских циферных школ для подготовки местных мелких чиновников, где дети изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46 епархиальных школах, (семинариях), а дети солдат – в гарнизонах. Уже с 1701г в Москве и Петербурге начали открываться специальные школы нового типа, которые затем перерастали в академии и высшие школы (Артиллерийская, Инженерная, медицинская школа и другие ремесленные школы). В образовании все ярче стал проявляться сословный подход в образовании. Для низших слоев это продолжали оставаться школы грамоты. Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей: Морской и Пажеский корпуса, Смольный институт для девушек дворянок. Учебные заведения были созданы и для детей купцов и мещан: Коммерческое училище, Екатерининский институт (для девушек). Появились и первые профессионально-художественные училища. Значительным событием стало открытие в 1755г. Московского университета по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова. Университет имел три факультета: философский, включавший физико-математический и словесное отделение, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература. В 1757 году при университете была образована Академия художеств, осуществлявшая подготовку по трем специальностям: архитектуре, живописи и скульптуре
Таким образом, к середине XVIII века в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только во второй половине века стали открываться в каждой губернии формально бессословные народные училища, а в уездах – четырехклассные и двухклассные народные училища – прообразы общеобразовательных школ. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце 18 века в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.
2. Издательское дело.
Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Петр I ввел, вместо церковнославянского, новый гражданский шрифт и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. Были созданы новые типографии. За годы правления Петра было издано более 600 наименований книг, в том числе переводных. Печатались так же учебники для вновь образовывавшихся школ. Развитие книгопечатанья повлекло за собой начало организованной книготорговли. А в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание – газете «Ведомости». Ее печатали новым шрифтом.
3. Литература
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе. Литература XVIII века занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII века сбрасывает с себя путы средневековья, впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых европейских литератур. Большинство произведений начала века дошли до нас без имени авторов. Не были еще созданы художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла с собой развивающаяся жизнь русского общества. Но благочестивые повести начали превращаться в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось «Российской Европии»; в нескладных виршах славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства, радости и печали. Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей начала XVIII века был сторонник церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан «Духовный регламент» и важный политический трактат «Правда воли монаршей». Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристов» и «Камень веры», направленными против реформаторства.
Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30-50-е годы. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей – представителей новой русской культуры: А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова и в особенности М.В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемиров и Сумароков – к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов – сын рыбака-помора). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют 18 столетие) все они были сторонниками, так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти – царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Ему посвящали оды (от греческого слова, означающего «песнь»). Кантемир в своих сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих прочих заслуг, алчных купцов, взяточников-чиновников. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носителей царской власти. В драматургии Сумарокова герои четко разделялись на носителей добродетели и порока, что было рассчитано на прямое воспитательное воздействие на зрителей. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Телемахиада» Тредиаковский. Под влиянием Ломоносовского учения, который в своем творчестве отдавал предпочтение одам (всего им было создано 20 больших од), закладывались основы современного литературного языка. Это было учение «о трех штилях»: высоком, включавшем слова, общие для церковнославянского и русского языков, среднем, состоявшем из церковнославянизмов, и низком, содержавшем только слова русского языка. Прогрессивные идеи, которыми были проникнута их деятельность, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими литературы.