1 История как наука. Методы и функции исторической науки
1)История от греческого "повествование" или "рассказ о прошлом".
История - это наука, которая изучает истрию человеческого общества
2) Функции истории: познавательная, политическая, мировозренческая (сис-ма взглядов на мир, на общ-во, на себя. Может быть обыденным или научным. Формируется в течение амей жизни.), воспитательная ( история даёт возможность избегать ошибки. Ницше говорил: "История учит тому, что ничему не учит"
3) Методы и источники познания истории
Метод - способ или путь
Принцип - это обобщённые правила для иследования: 1) принцип оббъективности( все процессы должны оцениваться независимо); 2) принцип историзма(изучение исторической действительности через призму исторической эпохи
Методы: 1логический, 2ретроспективный( взгляд в прошлое), 3синхронно-хронологический, 4системно-структурный,5математический анализ, 6социологический
Вспомогательные науки: археология, Палеография, геральдика, нумезматика
4)История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.
Классификация ист.источников - это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины - источниковедения. В наст.вр. выделяют 7 основных групп историч.источников:
1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
30 Общественно-политическое движение в России в 60-70-90-е годы 19в . Народничество. Рабочее движение. Проникновение в Россию идей марксизма.
25)Марксизм. Упадок дворянства и демократизация общества были первым последствием реформ 60-х. Вторым последствием было умственное брожение радикального полит характера. Русское общество не могло быстро успокоиться, некоторая часть его была настроена очень радикально, создавались революционные кружки. В 70-х начились покушения на жизнь императора, Россия вступила в эпоху внутренней смуты. Главной целью Александра 3 было укрепление самодержавной власти. Марксизм. Идейный разгром Плехановым теории общинного социализма (теория народников) как метода общественного переустройства. Плехановская группа Освобождения труда стала первым в России марксистским кружком. Его книги носили марксистский характер. На основе этих идей возникли социал-демократические группы. Они состояли в основном из студентов и интеллигенции. Идеи о построении общества всеобщего равенства и социальной справедливости.
2 Восточные славяне в древности. Образование государства у восточных славян. Норманская теория.
1.Происхождение славян и их распределение в Европе. Восточные славяне накануне образован гос-ва
История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с. занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места. Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э. славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.
2. Основные этапы становления древнерусской гос-венности.
980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве.
Норманская теория В7в.Колонизация славянами земель Восточно-европейской равнины растянулась на 500 лет и шла неравномерно. Вначале восточные славяне заселяли территории, протянувшиеся с севера на юг вдоль великого пути «из варяг в греки». В 9-11вв. этот путь играл огромную роль для связей западной Европы с Византией и странами востока. Восточные славяне попали на территории с суровым климатом и без каких-либо достижений цивилизации. Плотность населения была разной. Колонизация носила мирный характер. Шел процесс культурных заимствований. Каждое племя жило своим княжением городище. В 6-9в славяне жили первобытно общинным строем. Соседская община. Имущественное и общественное неравенство. Южная часть восточных славян платили дань хазарам. На севере восточно славянского мира появились варяги(Скандинавии), славяне пострадали от воинствующих мадьяр(венгры).Натиск врагов ускорял процесс слияния восточно славянских племен в союзы (наиболее значительные объединения-Киев Новгород). НОРМ ТЕОР. В середине 9в в него был приглашен не княжение выходец из Скандинавии Рюрик. Его призвали для того чтобы иметь противовес в борьбе с набегами шведских викингов и для проедоления острых внутренних противоречий. В настоящее время не вызывает сомнений на местной славянской основе формирование гос- ва руси, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии.
24 Внешняя политика в первой четверти 19 века. Отечественная война 1812 года
1812 Реформистские планы Александра 1 нарушила война с Францией- плата за высокое международное влияние России. Вместе с Англией, Швецией, Австрией Россия приняла участие в антинаполеоновской коалиции. Коалиция терпела поражения, торговая блокада Англии. Причинами столкновения с Францией стали претензии Наполеона на мирное господство и стремление Александра1 сохранить самостоятельность политике России. Целью Наполеона было не покорение России, а подписание с ней выгодного для Франции договора после занятия Минска или Смоленска. Война 1812 являлось патриотической. Вместе с тем внешнеполитическое могущество Росси достигло высшей точки: разбив наполеоновскую армию, она превратилась в основного гаранта Венской международной системы, поддерживающей статус-кво на континенте. И то, и другое не благоприятствувало внутренним реформам. Но война не заставила отказаться от реформаторских идей- военных поселений(пытался уменьшить кол-во крепостных крестьян в губерниях. Всесильным временщиком становится Аракчеев. Слухи о возможной отмене крепостного права вызвали неготивную реакцию у помещиков. А1 так и не решился принять конституцию и отменить крепостное право.
3 Киевская Русь в 9 - 12 вв. Внутренняя политика
Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военную дружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета - думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер — урок, и места ее сбора — погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия — боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет — думу, получала за верную службу вотчины — земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками — людьми — на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы — холопы, челядь, — ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали.