Отсюда можно сделать вывод, что доллар США оказывал отрицательное влияние на ЭКЮ и выявил неэффективность механизма ЕВС.
После введения единой евровалюты в 1999- 2000 годах наблюдалось значительное падение ее курса по отношению к доллару США.
Причина этого заключалась во внешних условиях, связанных с более высокими темпами экономического роста в США и более высокими процентными ставками по сравнению с европейским уровнем. В совокупности эти факторы привели к резкому оттоку капитала из еврозоны и обострению в 2000 году проблемы дефицита платежного баланса.
Значительное укрепление доллара США в 1999 – 2000 годах углубило проблему американского торгового дефицита, а возможные отклонения его курса от экономически обоснованных величин создают угрозу для международной финансовой системы в целом. Эксперты ООН полагают, что если США и зона евро будут игнорировать друг друга, то это может привести к длительному несоответствию между курсами трех важнейших валют, что, в свою очередь, создает риск усиления торгового протекционизма и проведения девальвации с целью повысить конкурентоспособность национальных производителей [25,c. 347].
2.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ЕВРО.
Безусловно, введение новой валюты оказало большое влияние на смену международных расчетов, особенно в странах-участницах ЕВС. Евро частично вытесняет из сферы обращения валюты, не ходящие в еврозону, в первую очередь доллар США. Многие страны Азии, Латинской Америки и Африки диверсифицировали свои валютные запасы с целью уменьшения долларовых резервов, исходя из значительности для них торговых и инвестиционных отношений со странами зоны действия евро. Валютные ведомства в Гонконге в декабре 1999 года даже объявило о повышении доли евро в своих валютных резервах с 10,0 % до 15,0 %. Для США это означает постепенное уменьшение асимметричных преимуществ, которыми они обладали, благодаря доминирующей роли доллара. В течение десятилетий американские правительства пытались использовать статус доллара и обменных курсов в качестве средства для достижения других экономических целей, как, например, поддержание равновесия внешнеторгового баланса. ЭВС в значительной степени упразднил эту асимметрию и затруднил эффективность долларовой дипломатии [27,c. 46].
Введение евро равнозначно появлению новой валюты, стабильность которой превышает (за счет эффекта масштаба и роста конкурентоспособности стран еврозоны) стабильность национальной валюты любой из этих стран.
Последствием введения евро является образование нового крупнейшего финансового рынка в мире – второго по размеру ценных бумаг ( сумма выпущенных в обращение внутренних долговых ценных бумаг в еврозоне в 1998 году составила примерно 54,0 % объема американского рынка) и третьего рынка акций в мире ( фондовый рынок еврозоны из 11 стран в 1998 году составлял 3,0 % рынка США и 58,0 % - Японии). Неизбежно изменение стратегий во всех секторах финансового рынка, так как уже существующие рынки оказались в новой конкурентной среде [11,c. 130].
Что касается мировых финансовых центров, то если Великобритания не присоединится к зоне евро, пальма первенства может перейти от Лондона к Франкфурту-на-Майне и Парижу. В случае снижения статуса «налоговой гавани» Люксембург отчасти потеряет роль мирового финансового центра [12,c. 117].
Экономическая и торговая значимость европространства постепенно становится сопоставимой с позициями США и Японии.
Экономика стран ЕС стала менее чувствительной к колебаниям обменного курса в результате исчезновения напряженности между европейскими валютами, возникающее вследствие колебаний валют третьих стран или катаклизмов за пределами ЕС. Например, в 1995 году слабость американского доллара повлекла усиление роли немецкой марки и одновременно вызвала напряженность в ЕВС.
Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка банковских услуг и создание единого рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, так как межбанковский рынок в валютах стран-участниц ЕВС прекратит свое существование. Постепенно утратит свое прежнее значение суверенный кредитный рынок определенных стран в пользу сравнительных преимуществ индивидуальных национальных заемщиков.
Для промышленных компаний использование евро как валюты цены и платежа означает снижение расходов, связанных с расчетами и страхованием валютного риска. Это условие оказывает существенное влияние на оздоровление финансовых предприятий и рост доходности их акций [12,c. 115].
После введения евровалюты произошли существенные структурные сдвиги на рынках труда и капитала. При этом изменения, которые регламентированы специальными совместными документами, для Европейского Союза более важны, чем для самих участников зоны евро. Еще нельзя уверенно дать оценку работы новых европейских инструментов, но уже очевидно, что структурные изменения на рынке капитала после введения евро не ограничиваются только зоной совместной валюты и затрагивают интересы не только стран ЕС, но и всего мира.
В настоящее время уже произошла интеграция в торговле евро, хотя и не во всех секторах. Рынок стал более ликвидным, а амплитуда колебаний цен между ставками заимствований и кредитов ниже, чем была ранее.
Наблюдается устойчивый рост негосударственных долговых обязательств, ценных бумаг, которые традиционно более популярны в США, чем в Европе. Вместе с тем, различные международные фонды стали диверсифицировать свои портфели ценных бумаг, уходя от национальных рынков к инструментам еврозоны в целом [13,c.16].
В условиях единого валютного рынка Европейский Союз ожидает, унификация правил государственного урегулирования ряда финансовых операций, а именно:
· Потеряют свою ограничительную национальную характеристику первичные дилеры по размещению ценных бумаг;
· Размещение в еврозоне кредитов под залог недвижимости станет свободным, в то время как в ряде стран эта операция требует специального разрешения;
· Национальные правительства станут в меньшей степени контролировать деятельность банков стран на своей территории, что в настоящее время объясняется интересами национальной денежной политики;
· Различия налогообложения в отдельных странах станут рельефнее, что будет являться фактором их сравнительной конкурентоспособности. Это ускорит интеграцию налоговых систем в ЕС.
Что качается российской экономики, то появление евро повлекло за собой изменение объективных условий интеграции России в мировую экономику. Этот фактор требует особого внимания в сфере проведения внешнеэкономической и валютной политики страны. Введение новой евровалюты может отразиться на экономической ситуации в России. Это прежде всего связано с высокой зависимостью страны от мирового рынка. К примеру, около 70,0 % продовольственных товаров, потребляемых жителями крупнейших городов, импортируются из-за рубежа, примерно 35,0 % внешнеторгового оборота РФ приходится на Европейский Союз [19,c. 44].
Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС, и имевшая ощутимую привязку рубля к немецкой марке, в действительности оказалась привязанной к евро. Российские фирмы, ведущие торговлю со странами ЕС, заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в евро. При интенсивном использовании евро в межгосударственных торговых операциях российские эксперты не будут нести курсовые риски и сами страховаться от них.
Следует сказать, что введение евро – это историческое событие, которое положительно влияя на макроэкономическую ситуацию в Европе, непосредственно затрагивает стратегические интересы России. В целом, последствие введения новой валюты благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач [19,c. 45].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.
3.1 ИТОГИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХРАСЧЕТНЫХЕДИНИЦ.
В 70-х годах оснований для веры в СДР было мало. Лишь немногие страны с активным платежным балансом могли бы принять СДР в значительных размерах. Перспектива аккумуляции все большей части своих резервов в СДР, эквивалентном чего стала бы задолженность по СДР стран со слабыми валютами не привлекала стран-участниц МВФ. Поскольку СДР не имели собственной стоимости, которая сделала бы их приемлемыми, их стали считать международными неразменными бумажными деньгами и сами страны и их Центральные банки. Очень немногие страны могли надеяться на то, что МВФ обладает суверенной властью и может создавать деньги в гарантированном качестве законных платежных средств.
Хотя СДР не стали эквивалентом золота, Ямайское соглашение фактически отвергло возможность для золота служить какой-либо полезной цели в рамках международной валютной системы и официально провело мысль о том, что национальная денежно-кредитная политика не должна ограничиваться никакими международными правилами о валютных курсах [7,c. 276]
Создание СДР разрушило монополию национальных резервных валют. В отличие от них это платежно-расчетное средство обладает относительной независимостью от состояния платежных балансов и внутреннего денежного обращения отдельных стран.
СДР играют определенную роль не только по причине их использования как средства для пополнения резервов, но и потому, что могут представлять собой этап для создания универсального международного платежного средства [14].
Многие экономисты считают, что СДР следует рассматривать в большей степени как кредитный механизм, а не как резервную валюту. С другой стороны СДР одновременно являются и тем и другим.